Торпеды «Физик» поступили на вооружение ВМФ России. Глубоководные торпеды «Физик» поступили на вооружение ВМФ России Цена плотной среды

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
УГСТ / "Физик-1" / изделие 2534
УГСТ-М

Универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда. Разработка торпеды начата по теме ОКР в 1986 г. в НИИ "Мортеплотехника" (г.Санкт-Петербург), система самонаведения торпеды разработана ГНПП "Регион", альтернативный вариант ССН - ЦНИИ "Гидроприбор". Торпеда предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок (универсальная). Двигатель АПД разработки НИИ "Мортеплотехника" прошел испытания в 1995 г. Торпеда принята на вооружение ВМФ России в 2002 г. и по состоянию на 2003 г. предлагается на экспорт. Впервые торпеда продемонстрирована в 2003 г. на морском салоне МВМС-2003 в г.Санкт-Петербурге. По умолчанию данные торпеды УГСТ для торпедных аппаратов российского стандарта. Серийное производство торпед УГСТ по состоянию на 2008 г. велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).


Торпеда УГСТ. Морской салон IMDS-2009, г.Санкт-Петербург, 27 июня 2009 г. (фото - ADV1971, http://photofile.ru).


Торпеда УГСТ (http://www.atrinaflot.narod.ru).


Компоновочная схема торпеды УГСТ. Обозначения: ГО - головной отсек, БЗО и ПЗО - боевое и практическое зарядные отделения, РО - резервуарное отделение, ТКТУ- торпедная катушка телеуправления, СО - силовое отделение, ХО - хвостовое отделение, БЛК - руксируемая лодочная катушка системы телеуправления, УВ - устройство ввода стрельбовых данных (http://www.gidropribor.ru).


Система управления и наведение - при применении с подводной лодки торпеда идет под телеуправлением до захвата цели системой самонаведения (ССН). Телеуправление осуществляется по проводам, разматываемым с двух катушек - на торпеде и на ПЛ. Комплекс управления использует буксируемую лодочную катушку телеуправления. Воздействие потока воды на скорости иногда приводит к закручиванию буксируемой катушки и обрыву провода телеуправления. Применение длинного кабель-троса для уменьшения этого эффекта исключает использование телеуправления на малых глубинах и возможность стрельбы многоторпедными залпами (в отличие от западных и китайских современных систем).

Торпеда имеет режим телеуправления, режим самостоятельного поиска по кильватерноу следу, режим следования курсу с заданным количеством маневров по обстановке.
Длина провода системы телеуправления - 25 км (торпедная катушка), 5 км (буксируемая катушка).


Буксируемая катушка системы телеуправления на торпеде УГСТ. Морской салон IMDS-2009, г.Санкт-Петербург, июнь 2009 г (фото - ABL22, http://military.tomsk.ru/forum).


Буксируемая катушка системы телеуправления на торпеде УГСТ. Справа внизу - разъем устройства ввода данных (фото - ABL22, http://military.tomsk.ru/forum).


Для торпеды УГСТ разработано два типа систем самонаведения (ССН):
1. Активно-пассивная акустическая система самонаведения (ССН) разработки ГНПП "Регион" с плоской приемо-излучающей антенной решеткой с регулируемым сектором обзора. Так же в ССН задействованы многоканальные активные гидролокаторы.

2. Активно-пассивная акустическая система самонаведения (ССН) разработки ЦНИИ "Гидроприбор". Считается, что ССН торпеды обладает некоторыми недостатками.

Радиус реагирования ССН:
- 1200 м (по надводным корабалям)
- 2500 м (по подводным лодкам)
Радиус реагирования неконтактного взрывателя:
- по подводным лодкам - 2 м
- по надводным кораблям - 6-8 м
Время индикации кильватерного следа после прохода надводного корабля - до 350 сек


Головной отсек торпеды УГСТ - слева - видно антенну бортовой ГАС и датчики неконтактных взрывателей; справа - антенна ССН несколько иного типа, чем на большинстве известных фотографий (http://www.atrinaflot.narod.ru).


Головной отсек УГСТ, IMDS-2005, г.Санкт-Петербург (http://www.fyjs.cn).


Головной отсек торпеды УГСТ, плоская приемо-излучающая антенная решетка с регулируемым сектором обзора, один из акустических датчиков ССН торпеды (фото - ABL22, http://military.tomsk.ru/forum).


Органы управления курсом и глубиной - гидродинамические рули двухплоскостные рули оригинальной конструкции. Выдвигаются за калибр ракеты после выхода из торпедного аппарата.



Хвостовая часть торпеды УГСТ, хорошо видно сложенные гидродинамические рули и водозаборник водометного движителя (фото - ABL22, http://military.tomsk.ru/forum).


Двигатель - тепловой аксиально-поршневой парогазовый двигатель АПД на унитарном (однокомпонентном) топливе. Мощность двигателя - 350 кВт. Двигатель разработки НИИ "Мортеплотехника" прошел испытания в 1995 г. Особенность двигателя - вращающаяся камера сгорания с подачей топлива высоконапорным плунжерным насосом под давлением до 35 МПа. Запуск двигателя осуществляется стартовым пороховым зарядом, размещенным в камере сгорания. Вариант - тепловая пропульсивная система ТПС-53 (точно не идентифицировано). Движитель водометного типа соединен с двигателем без редуктора.


- УГСТ-М - на модификации торпеды использован тепловой турбинный двигатель 19ДТ, возможно, на унитарном (однокомпонентном) топливе, созданный и испытанный в 2002 г.

ТТХ торпеды :
Калибр - 533 мм

УГСТ УГСТ НАТО
Длина 7200 мм 6050 мм
Масса 2200 кг 1880 кг
Масса ВВ 300 кг 300 кг
Дальность хода максимальная 50 км 40 км

Дальность хода:
- 40 км (скорость 50 уз)
- 50 км (скорость 30 уз)
- 60 км (с ТПС-53)
Скорость хода максимальная:
- 50 уз (1-й режим)
- 40 уз (2-й режим, 30 уз по данным 2000 г.)
- 65 уз (с ТПС-53)
Глубина хода - до 500 м
Глубина стрельбы с ПЛ - до 400 м

Типы БЧ - существует несколько модификаций БЧ.

Модификации :
- УГСТ - базовая модель, длина 7200 мм для применения из торпедных аппаратов российского стандарта;

УГСТ НАТО (наименование условное) - модификация длиной 6050 мм для применения из торпедных аппаратов стандарта НАТО.

УГСТ-М - модификация с турбинным двигателем 19ДТ, принята на вооружение в 2004 г..


Носители : подводные лодки и надводные корабли (без телеуправления).

Статус : Россия
- 2003 г. июнь - на морском салоне МВМС-2003 в Санкт-Петербурге впервые публично показана торпеда УГСТ. На второй день работы выставки торпеду закрыли от всеобщего обозрения.


- 2008 г. - МО России ведет закупки небольших объемов комплектующих и ЗИП к торпедам УГСТ. Объявлен конкурс на закупку 8 шт торпед УГСТ, произведено под конкурс 7 торпед заводом "Дагдизель". Возможно, торпеды закупались для оснащения новых ПЛ и ПЛА ВМФ России.

2009 г. - торпеда УГСТ представлена на выставке военной техники - морском салоне IMDS-2009. Торпеда предлагается на экспорт.

2012 г. 21 марта - на сайте госзакупок опубликован открытый тендер на техническое обслуживание торпед "Физик-1" / изделие 2534 в ходе испытаний ПЛАРК "Северодвинск" пр.885. По условиям тендера предполагается до 25 ноября 2012 г. завершить испытания торпед с подводной лодки. Судя по всему в ходе испытания планируется использовать 6-7 торпед УГСТ / "Физик-1", в т.ч. 2 торпеды с доработкой по программе расширенных испытаний. Работы с торпедами запланировалы Гособоронзаказом на 2012 г. Стартовая цена контракта по техническому обслуживанию и подготовке торпед - 96 млн. руб.

Фотографии :


Источники :
Википедия - свободная энцикпедия. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2011 г.
Кабанов А., Кульбицкий В., Санников Ю. Тепловые торпеды - высокоточное оружие. // Национальная оборона. № 12 / 2010 г.
Климов М. Морское подводное оружие: проблемы и возможности. // Военно-промышленный курьер. №21-22 / 2010 г.
Климов М. Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. // Военно-промышленный курьер. №49 / 2010 г.
ОАО «Концерн «Морское подводное оружие-Гидроприбор». Сайт http://www.gidropribor.ru , 2011 г.
Оружие и технологии России. Том III: Вооружение Военно-морского флота. Под общей редакцией министра обороны РФ Сергея Иванова. М., «Оружие и технологии». 2001 г.
Сила России. Форум сайта "Отвага". http://otvaga2004.mybb.ru , 2010 г.
Форум "Стелс машины". Сайт http://paralay.iboards.ru , 2010 г.
ЦНИИ "Гидроприбор" и его люди за 60 лет. С.-Пб., "Гуманитарная академия", 2003 г.
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, М., АСТ. 2001 г.

Несмотря на стремительное развитие ракетного противолодочного оружия, наблюдаемое в течение последних десяти лет, торпеды различных типов до сих пор остаются главным средством поражения подлодок и одним из самых действенных средств уничтожения надводных судов противника . Россия, как и прежде, занимает лидирующие позиции в области разработки торпедного оружия для вооружения подводных лодок и надводных кораблей.

Универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда (УГСТ) является одним из уникальнейших образцов российского торпедного оружия. Несколько лет назад производителем были получены документы, дающие право экспортировать это изделие. Торпеду УГСТ выставляли на двух Международных военно-морских салонах (МВМС) проходивших в Санкт-Петербурге.

Причем во время первого показа, в 2003 году, когда торпеду хотели впервые открыто представить широкому кругу специалистов, из-за каких-то проблем со спецслужбами УГСТ на второй день спрятали от зрителей, завернув ее в ковролин и перемотав скотчем. Данное обстоятельство вызвало настоящую сенсацию не только у зарубежных, но и у российских журналистов, пишущих на военно-техническую тему.

Однако и без этого «инцидента», похожего на кадры из плохого шпионского фильма, многие эксперты в области военно-морской техники вполне заслуженно уделяют этому образцу ВВТ повышенное внимание. Но теперь можно, не оглядываясь на компетентные органы, рассказать о УГСТ, которая является превосходным образцом торпедного оружия. Данная торпеда была разработана специалистами санкт-петербургского ФГУП «Научно-исследовательский институт морской теплотехники» и подмосковного ГНПП «Регион».

УГСТ - универсальная глубоководная самонаводящаяся , предназначенная для поражения и надводных кораблей противника. УГСТ может выпускаться из 533-миллиметровых торпедных аппаратов. Кроме того, торпеда является универсальной по носителю, то есть может стоять на вооружении как подлодок, так и надводных кораблей .
Существует две модификации торпеды УГСТ:
– для российских торпедных аппаратов, длина торпеды 7,2 метра;
– экспортный вариант для натовских торпедных аппаратов, длина торпеды 6,1 метра.

Совместимость аппаратуры носителя и бортовых систем торпеды производится программной настройкой системного блока во время привязки к определенному типу корабля . Причем для размещения универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды на некоторых модернизируемых судах существует возможность поставки переходного пульта предстартовой подготовки, позволяющего вводить данные в торпеду перед выстрелом.

Российские специалисты в этом изделии смогли реализовать современную концепцию тяжелой торпеды. Был повышен интеллектуальный уровень бортовой аппаратуры торпеды, и достигнуты высокие тактико-технические характеристики, такие как глубина, дальность и скорость хода.

Основные характеристики УГСТ :
Калибр — 534,4 мм
Длина — 7200 мм
Масса – 2200 кг
Масса БЧ – 300 кг
Скорость — 50 узлов
Дальность стрельбы — 40 км
Глубина — до 500 м
Глубина стрельбы с подлодки — до 400 м
Радиус реагирования ССН:
— по подлодке до 2,5 км
— по надводному кораблю до 1,2 км

С тепловой пропульсивной системой ТПС-53 скорость торпеды может достигать 65 узлов, а максимальная дальность хода - 60 км. Кроме режима самонаведения по кильватерному следу, торпеда имеет режим управления по проводам (на 5…25 км, в зависимости от типа цели), и режим следования курсу (с заданным количеством колен и отворотов).

Важной отличительной особенностью данной торпеды является ее модульная конструкция. Это позволяет создавать целое семейство торпед, которые обладают многоуровневым потенциалом модифицируемости: от перепрограммирования аппаратуры в базовой модели до замены резервуарного отделения или двигателя. Такой подход дает возможность быстро комплектовать УГСТ под особенности конкретных условий боевого применения торпеды.

УГСТ конструктивно включает в себя :
— аппаратурный модуль;
— зарядное боевое отделение;
— резервуарное отделение, имеющее отсек аппаратуры телеуправления;
— двигательная установка (силовое отделение);
— хвостовое отделение, в котором находятся рулевые устройства;
— катушку телеуправления и АЭРВД.

Энергосиловую установку УГСТ построили на основе аксиально-поршневого двигателя работающего на отлично зарекомендовавшем себя жидком однокомпонентном топливе . Вращающаяся камера сгорания является особенностью двигателя. Топливо подается плунжерным высоконапорным насосом.

Стартовый пороховой заряд, размещенный в камере сгорания, позволяет за короткое время наращивать мощность двигательной установки. Это особенно важно на начальном этапе хода торпеды. Движителем торпеды является уникальный малошумный водомет , соединенный напрямую с двигателем.

Основой архитектуры аппаратурного модуля УГСТ является инициирование единого перепрограммируемого вычислительного ядра на ее борту, которые объединяют информационные части бортовых систем торпеды в единое информационное пространство интегрированных систем управления.

Российские конструкторы реализовали в УГСТ еще одно «ноу-хау» – двухплоскостные рули, которые выдвигаются за калибр торпеды после того как она выходит из торпедного аппарата . По расчетам инженеров, данная конструкция рулей позволяет существенно снизить шумность торпеды. Работа рулей также весьма эффективна и позволяет торпеде уверенно проходить трудный начальный участок пути после ее выстреливания из торпедного аппарата надводного корабля или подводной лодки.

Что касается боевой части торпеды (боевого зарядного отделения), то оно представляет собой отсек с вкладной капсулой, в которой размещается взрывчатое вещество. Разработано несколько модификаций боевого зарядного отделения, различающихся по массе и составу взрывчатого вещества, а также системе инициирования во время подрыва.

Головной отсек , в котором размещается аппаратурный модуль, расположен перед боевым отделением. Аппаратурный модуль включает системы самонаведения, управления движением, телеуправления и другие. Система самонаведения универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды является активно-пассивной . Она включает плоскую приемно-излучающую антенную решетку, в которой регулируется сектор обзора и специально разработанные приборы активных многоканальных гидролокаторов.

Система самонаведения эффективно осуществляет поиск, обнаружение и захват вражеской цели с любой глубины. Также предусмотрена возможность атаки по кильватерному следу цели. Головная часть универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды по своей форме отличается от остальных торпед. Она имеет затупленную форму с плоской стенкой, за которой установлена антенна ССН.

Все агрегаты и системы УГСТ прошли все лабораторные и стендовые отработки на специализированных испытательных комплексах НИИ морской теплотехники и НПП «Регион», которое недавно вошло в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Во время натурных испытаний торпеды мобильный гидроакустический полигон (МГП) был использован в полной мере.

Мобильный гидроакустический полигон предназначен для записи и контроля траекторий движения торпед, а также уровня подводного шума во время проведения боевой подготовки флота, научно-исследовательских и заводских испытаний на акватории площадью до 100 квадратных километров и глубинах до 300 метров (при якорной постановке) или без ограничений (при безъякорной постановке). В состав оборудования МПГ входят до 36 радиоакустических буев со спутниковой навигационной системой и пульт управления с планшетом обстановки размещаемые на судне обеспечения или на береговом центре.

Для контроля местоположения судов, кораблей и летательных аппаратов используют передатчики УКВ-диапазона, которые связаны с навигационным оборудованием объектов. На планшете обстановки отслеживаются траектории целей и торпед, местоположения надводных и подводных средств обеспечения в режиме реального времени.

Методики обработки данных разработанные российскими специалистами сочетают в себе математические и эмпирические процедуры и позволяют использовать штатную ГАС стреляющего надводного корабля или подводной лодки. Гидрология полигона учитывается специально разработанной аппаратурой измерения вертикального распределения скорости звука и комплектом программ расчета звуковых полей в районе испытаний российской разработки.

Комплекс торпедного оружия с универсальной глубоководной самонаводящейся торпедой поставляется заказчику в следующей комплектации:
— универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда в практической и боевой комплектации;
— запасные части торпед;
— эксплуатационное оборудование, предназначенное для приготовления, проверки и ремонта торпед;
— системы и оборудование для тренировки и обучения корабельных боевых расчетов;
— береговой комплекс техобслуживания УГСТ.

Практическая торпеда предназначена для обучения личного состава . Данная торпеда получается путем замены боевого зарядного отделения практическим отсеком. Положительная плавучесть такой торпеды обеспечивается за счет неполной заправки топливного резервуара.

Создание торпеды УГСТ стало результатом процесса эволюции российского торпедного оружия, стало ответом на тенденции в развитии средств поражения надводных кораблей и подводных лодок. Это произошло благодаря совершенствованию гидроакустики, увеличению вычислительных возможностей бортовой радиоэлектронной аппаратуры, оснащению торпед системами телеуправления высокой эффективности, а также разработке специалистами принципиально новых тактических приемов боевого применения торпед в современных условиях ведения боевых действий на море с учетом возможности активного противодействия торпеде.

В массовом сознании подводные лодки воспринимаются прежде всего как носители ракетного оружия. Ну, а что же торпеды? Не остались ли они в прошлом?

А если остались, тогда зачем на российский флот пошли серийные поставки торпед нового поколения «Физик»? Давайте разберемся в этом, исходя из самых общих соображений, диктуемых элементарной физикой.

Оружием, сделавшим подводную лодку полноценным боевым кораблем, была торпеда. Именно торпеды позволили крошечной пятисоттонной субмарине U-9 с архаичными керосиновыми моторами (эдакими керогазами, только газифицированное топливо шло не в горелки, а в газовый двигатель Отто) отправить 22 сентября 1914 года на дно сразу три британских броненосных крейсера водоизмещением в 36 000 тонн - HMS Aboukir, Cressy, Hogue.

Потери Королевского флота - 1459 человек - почти сравнялись с потерями у Трафальгара.

Цена плотной среды

И подводная лодка, и торпеды работают в среде с плотностью в тысячу раз выше, чем воздух, - в воде. Именно вода сделала крохотный подводный кораблик невидимым, что и позволило подойти на дистанцию выстрела, не опасаясь огня многочисленных пушек британских бронированных гигантов.

А еще именно вода с ее высокой плотностью обеспечила впечатляющую поражающую способность, которую 123-килограммовые боеголовки 45-сантиметровых торпед продемонстрировали на весьма прочных корпусах британских крейсеров. Взрыв в воде гораздо разрушительней взрыва в воздухе.

Да и подводная пробоина, в которую вливается вода, много страшнее надводных, овеваемых воздухом разрушений.

Но за все - в том числе и за скрытность, обеспечиваемую плотностью среды, - необходимо платить. Прежде всего затратами энергии, расходуемой на преодоление сопротивления воды. Это обуславливало крайне низкую, по сравнению со снарядами артиллерийских орудий, скорость торпед.

У тех C45/06, которыми была вооружена U-9, ход был 26 узлов при дальности стрельбы 3000 м и 34,5 узла при дальности стрельбы 1500 м. Кроме того, в плотной среде любой отклоняющий момент - асимметрия корпуса, тяги винта, удар волны - окажет несопоставимо более сильное воздействие, чем в воздухе.

Замеряющие давление воды гидростаты, управляя вертикальными рулями, удерживали торпеду на заданной глубине, не давая ей нырнуть вглубь, пройдя под днищем цели, или выскочить на поверхность.

Аналогичные возможности - стабилизацию на траектории - реактивные снаряды комплекса «Смерч» получили лишь в 1970-е, когда потребовалось поднять дальность стрельбы РСЗО с приемлемым рассеянием до 70 км. Такая вот разность в свойствах воды и воздуха.

На километр вглубь

Большую часть своей истории подводные лодки были вооружены торпедами и именно с их помощью вели боевые действия. Но потом на подводный флот пришли ракеты. Они позволяли сочетать скрытность субмарин с высокой скоростью и дальностью, которая обеспечивалась идущим в воздушной среде снарядом.

Стратегическим - таким как ракеты UGM-27 Polaris, стартующие из вертикальных шахт. Тактическим - предназначенным для борьбы с советскими подводными лодками: субмарины НАТО были оснащены запускаемыми из торпедных труб ракетоторпедами UUM-44 SUBROC.

Твердотопливный ракетный двигатель поднимал SUBROC из воды и под управлением инерциальной системы управления вел в воздухе к цели на дальности до 55 км - цель поражалась пятикилотонной ядерной боеголовкой W55.

К семидесятым годам прошлого века торпеда ушла на второй план. Она осталась «нишевым» оружием, предназначенным для борьбы с подводными лодками. И именно для этой цели была создана предыдущая отечественная торпеда - УСЭТ-80, универсальная самонаводящаяся электрическая торпеда, принятая на вооружение в 1980 году. Почему эта торпеда была электрической?

Дело в том, что в семидесятые годы предполагалось, что рабочая глубина перспективных подводных лодок США достигнет 1000 м. Именно под километровой толщей вод и должна была поражать их советская торпеда. Но километр глубины - это давление в сотню атмосфер. А любой тепловой двигатель предназначен для работы в окружающей среде с низким давлением.

Так что создателям УСЭТ-80 пришлось прибегнуть к электрическому двигателю, питаемому серебряно-магниевой батареей, которая активируется морской водой. Это обеспечивало работу на километровой глубине, позволяло торпеде развивать скорость 45 узлов, а при 43 узлах достигать дальности 18 км.

В плотной среде, где не работают оптика и радары, при тогдашнем уровне развития гидроакустических средств этого было вполне достаточно.

Вдогонку за субмариной

Но в реальности развитие техники западных ВМС шло не так, как виделось в 1970-е. Многоцелевые подводные лодки класса Seawolf, вступавшие в строй с 1997 года, имеют рабочую глубину 480 м и предельную 600 м.

У более дешевых и массовых лодок класса Virginia, поступающих на службу с 2004 года, предельная глубина ограничена 488 м. У германских субмарин класса U-212 предельная глубина - 350 м, а у их экспортной версии U-214, стоящей на вооружении ВМС Турции, - 400 м. Так что ни о какой работе торпед на километровой глубине сегодня и речи нет.

В настоящее время НИИ мортеплотехники (Санкт-Петербург) разработал УГСТ «Футляр», которая является усовершенствованной версией торпеды «Физик» и обладает сходными параметрами. Производятся УГСТ на ОАО «Завод «Дагдизель»» (Каспийск, Дагестан).

А вот ходят современные подводные лодки уважаемых партнеров быстро: Seawolf развивает скорость до 35 узлов. И, как легко понять, стрельба торпедой с ограниченным до 18 км запасом хода представляет собой трудную задачу, даже если принять во внимание возможности самонаведения торпеды УСЭТ-80, которая способна гнаться за вражеской субмариной по кильватерному следу или выходить на цель с помощью активно-пассивного гидролокатора.

Но какой бы изощренной ни была система управления, фундаментальные ограничения скорости и запаса хода накладывают свои ограничения на применение торпед по скоростным маневрирующим целям.

Например, окажись наша субмарина строго за кормой идущего полным ходом «Сивульфа», стрелять торпедой УСЭТ-80 вдогонку с дистанции 3−4 км не имело бы смысла: не хватит запаса хода торпеды, чтобы сократить расстояние до нуля. За час на ходу в 43 узла она сможет сблизиться с субмариной только на 14,8 км. Но аккумуляторов хватит менее чем на четверть часа…

УГСТ «Физик» принята на вооружение в 2015 году и устанавливается на подводные лодки проектов 885 («Ясень») и 955 («Борей»). На фото: АПЛ «Александр Невский» - второй корабль, построенный в рамках проекта 955.

Если бы торпеда имела бесконечную скорость или бесконечный запас хода - тогда бы она, установив контакт с целью, гарантированно поразила бы ее в радиусе действия или при скорости, хоть чуть-чуть уступающей скорости торпеды.

Но в реальности так не бывает, и поэтому важнейшей задачей стало повышение скорости и запаса хода новой отечественной торпеды УГСТ. А поскольку стало понятно, что нырять на километр торпедам не придется, то обратились к проверенному вековой практикой химическому топливу, более энергоемкому при той же массе.

Топливо XXI века

Двигательная установка торпеды «Физик» использует однокомпонентное топливо - примерно так же, как современные твердотопливные ракеты. Только в торпеде оно не твердое, а жидкое. Какое именно? Ну, наверное, мы не сильно ошибемся, предположив, что оно в общих чертах аналогично монотопливу Otto Fuel II, применяемому в торпедах стран НАТО.

Это топливо не имеет никакого отношения к газовому двигателю Отто - оно названо по имени изобретателя Отто Рейтлингера и состоит из пропиленгликоля динитрата (он же 1,2-пропандиол динитрат), стабилизированного 2-нитродифениламином и десенсибилизированного (потерявшего чувствительность к детонации) дибутилсебакатом.

Ну а для того, чтобы эту энергию извлечь, однокомпонентное топливо разогревается стартовым пороховым зарядом. Получившиеся газы идут в цилиндры аксиально-поршневого двигателя, где и происходит их сгорание.

Аксиально-поршневой - это двигатель, где цилиндры расположены по кругу параллельно, осями друг к другу, а вместо коленвала используется наклонная шайба. Когда-то он был изобретен для авиации, но сейчас прижился в торпедах.

Аксиальный двигатель нагружен малошумным водометным двигателем. Так что универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда «Физик» имеет скорость 50 узлов при дальности 50 км, что существенно расширяет тактику ее применения по сравнению с УСЭТ-80.

Как уверяют флотские, пуск «Физика» из современных торпедных аппаратов практически бесшумен, что исключает демаскировку атакующей лодки. На цель торпеду может направлять как система самонаведения, так и проводная система телеуправления, когда за целью следит гидроакустическая система подводной лодки, а команды торпеде передаются по оптоволоконному кабелю.

УГСТ «Физик»

Поскольку на лодке и размеры датчиков гидроакустической станции больше, и процессоры, обрабатывающие их данные, мощнее, такая схема применения дает лучшие, чем при самонаведении, шансы в дуэли с подводной лодкой противника.

Этому помогает и более высокая маневренность «Физика»: его рули после пуска выходят за контур торпеды (примерно так же, как раскрываются стабилизаторы ПТУР 9М111 «Фагот»), что обеспечивает большую эффективность управления в широком диапазоне скоростей.

А это нужно потому, что при телеуправлении - когда торпеда тащит за собой кабель или катушку с проводом - приходится уменьшать скорость торпеды, платя увеличением времени хода за скрытность.

Так что торпедное оружие становится более адекватным тем задачам, которые ставит XXI век. Оно может быть выпущено с больших, чем ракеты, глубин - до 400 м.

Оно имеет более низкий уровень демаскирующих факторов, прежде всего шума: торпеда деликатно выходит в жидкую среду, а ракета врывается туда с ударом горячих газов из двигателя, почти взрывом. Но конкретная тактика применения этого оружия - военная тайна, куда более серьезная, чем сведения о самом этом оружии…

Подпишитесь на нас

Новая торпеда для оснащения российских подводных лодок.

Универсальная 533-мм торпеда УГСТ предназначена для применения с подводных лодок как по надводным кораблям, так и по подводным лодкам противника.

УГСТ предназначена для того, чтобы заменить в боекомплекте субмарин флота универсальные торпеды типа УСЭТ-80 , принятые на вооружение еще в 1980 году. В числе прочего, при разработке ставилась задача значительно увеличить дальность применения торпеды (для УСЭТ-80 это 18 км).

Разработчик — петербургский «НИИ морской теплотехники». Как сообщалось, первые проработки будущего облика «Физика» начались еще в 1986 году. Первые версии торпеды были продемонстрированы в 2003 году на военно-морском салоне в Петербурге. По ряду сведений, с 2008 года начат ограниченный серийный выпуск. По сообщениям военных, модернизированная торпеда завершила цикл госиспытаний в конце 2014 года и была принята на вооружение.

Торпеда УГСТ относится к тепловым (парогазовым), аксиально-поршневый двигатель работает на унитарном (однокомпонентном) топливе. Движитель водометный. Торпеда оснащена снижающими шумность двухплоскостными рулями, выдвигающимися за пределы калибра после выхода из торпедного аппарата.

Хвостовая часть торпеды УГСТ. Фото: ABL22, military. tomsk.ru/forum

Особенностью системы управления является гибко перепрограммируемый бортовой комплекс, объединяющий в единую информационную среду все бортовые системы торпеды. Разработчик системы управления — ГНПП «Регион».

Торпеда оборудована комбинированной активно-пассивной системой самонаведения по кильватерному следу с плоской приемно-излучающей решеткой и комплексом активных многоканальных гидролокаторов. Радиус реагирования системы по надводным кораблям до 1200 метров, по субмаринам до 2500 метров.

Помимо системы самонаведения, торпеда может использоваться в режиме телеуправления по проводам (на дальностях от 5 до 25 км в зависимости от характеристик атакуемой цели), а также имеет режим следования по маршруту с заданным количеством отворотов.

Боевая часть, по заверениям разработчиков, имеет несколько вариантов комплектования, различающихся по массе и составу применяемого взрывчатого вещества, а также системе инициирования.

Головной отсек УГСТ, IMDS-2005, Санкт-Петербург. Фото: fyjs. cn

ТТХ торпеды:

  • Длина: 7,2 метра (6,1 метра для версии под торпедные аппараты стандарта НАТО),
  • Масса: 2,2 тонны,
  • Масса боевой части: 300 кг,
  • Максимальная скорость: 50 узлов (для дальности 25 км),
  • Максимальная дальность применения: 50 км,
  • Глубина применения: до 400 м,
  • Максимальная глубина поражаемой цели: до 500 м.

СМИ СООБЩИЛИ О ПРИНЯТИИ НА ВООРУЖЕНИЕ НОВОЙ ТОРПЕДЫ "ФИЗИК"


ВМФ России принял на вооружение новую самонаводящуюся торпеду "Физик" с дальностью стрельбы до 50 километров, сообщил ТАСС со ссылкой на источник в Министерстве обороны.

Серийное производство торпеды уже началось. В первую очередь ей будут оснащаться субмарины проектов 955 "Борей" и 885 "Ясень" и их модификации, а по мере увеличения производства будут перевооружены и другие подлодки ВМФ, - рассказал военный.

Сейчас новейшие атомные стратегические ракетотоносцы "Борей" и многоцелевые лодки "Ясень" вооружены торпедами УСЭТ-80 с дальностью боя до 18 километров.

Разработка "Физик" велась ленинградским НИИ "Мортеплотехника"с 1986 года. 533-миллиметровая парогазовая дальноходная торпеда оснащена комбинированной гидроакустической системой наведения, возможно и внешнее управление с подлодки. Боевая часть весом 300 килограммов предназначена для поражения кораблей и подводных лодок противника на дистанции до 50 километров.

ПОСТСКРИПТУМ: ,Это лишь графическая иллюстрация одного из возможных применений на практике алгоритма знаковых подналадок - больше/меньше, перелет/недолет, темнее/светлее, плюс/минус и т.д. В данном случае - реакция на изменение величины плотности воды при переходе границы турбулентного слоя. Скорость торпеды может быть в районе 45-50 узлов, у ПЛ скорость 20-25. Догнать может уверенно по кильватерному следу. А круги - это торпеда в режиме поиска цели а потом поджопником - Бабааах!!! И пиз... И мама не горюй - я в акватории.
И ещё: Люди добрые и недобрые! К офицерам обращайтесь, пожалуйста ТОВАРИЩ, а не Господин офицер!!! Господин офицер - это там,.. в пиндосии или Гейропе. А в России мы товарищи офицеры. Всё."

Loading...Loading...