Кем быть выгоднее: очередным юристом или дефицитным инженером? Востребована ли ваша специальность в сша и сколько за нее платят Взаимосвязь фгос и специальностей.

Чаще всего основным мотивом выбора той или иной специальности является интерес к будущей профессии (49,2%). Также, к важным причинам выбора будущей специальности для молодежи Курганской области относятся - «престижность профессии» (21,9%) и её «востребованность в будущем» (26,7%).

Таблица 16

Мотивы выбора будущей (нынешней) специальности

значения % от числа ответивших % от числа ответивших % от числа ответивших
интерес к будущей работе 48,2 45,2 49,2
престижность данной профессии 26,7 22,3 21,9
востребованность в будущем 24,1 25,0 26,7
желание самореализоваться 17,3 16,9 15,4
хочется иметь образование, специальность значения не имеет 13,8 13,6 11,9
случайное стечение обстоятельств 9,6 12,0 9,6
хорошо оплачиваемая профессия 12,8 11,0 11,9
на данную специальность маленький конкурс 6,2 8,3 6,7
дешевле учиться 9,8 7,8 7,7
настояли родители 3,0 6,2 6,0
это профессия моих родителей 2,6 3,1 3,1
затрудняюсь ответить 4,3 2,1 3,9
другое 0,6 0,4 0,8

Исследование показало:

ü Процент тех, кто хотел бы уехать в другие регионы заметно снизился по сравнению с исследованиями 2011-12 гг., в целом молодежь Курганской области не склонна к смене места жительства.

ü Усилилась внутриобластная миграция.

ü Среди молодежи распространено серьезное отношение к выбору будущей специальности, которое обусловлено, прежде всего, интересом к будущей работе. Однако, как показали результаты опроса, лишь малая часть выпускников вузов работает затем по специальности, т.е. столкнувшись с реальными запросами рынка труда и экономической ситуацией в регионе, молодежь ищет другие пути реализации своих способностей, и на место интереса к профессии и значимости ее для общества, приходят такие мотивы как: высокая заработная плата и карьерный рост.

ü Снизилось количество тех респондентов, которые признают значимость получения высшего образования.

ФОРМЫ ДОСУГОВОГО ПОВЕДЕНИЯ И СТРЕМЛЕНИЕ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В рамках исследования также были выявлены формы досугового поведения молодежи и уровень стремления к здоровому образу жизни.

Наибольшую степень личной удовлетворенности молодые люди проявили в семейной жизни (22,7%) и «дружбе и любви» (18,3%). Также довольно часто участники исследования связывают свои «успехи» с «образованием» (16,3%), «досугом» (11,8%) и «трудовой деятельностью» (10,8%).

По сравнению с 2011-12 годами, заметно небольшое снижение доли тех, кто испытывает удовлетворение в связи с трудовой деятельностью.

Таблица 17

Удовлетворенность респондентов в различных сферах жизни

значения % от числа ответивших, 2011 % от числа ответивших, 2012 % от числа ответивших
удовлетворенность семейной жизнью 19,4 24,2 22,7
дружбой, любовью 18,1 20,4 18,3
образованием 16,7 14,4 16,3
досугом 11,6 12,0 11,9
трудовой деятельностью 15,0 11,5 10,8
социально-политической активностью 3,6 3,3 1,9
другое 1,1 1,4 1,3
не могу сказать, что я чем-то удовлетворен 8,8 7,0 7,5
затрудняюсь ответить 5,7 5,6 9,4
всем вышеперечисленным - 0,2 -

Наиболее часто молодые люди предпочитают проводить досуг «встречаясь с друзьями» (37,3%), также популярными занятиями среди «молодежи» являются «заниматься спортом» (21,5%), «слушать музыку» (21,0%). Снизилось число тех, кто проводит свободное время за просмотром телевизора с 22,2% до 16,5%, увлекается компьютером с 20,5% до 13,8 %, ходит в театры с 10,1% до 5,8%.

Возросла популярность такого способа проведении досуга как «конструирование, рисование» (10,4%).

Таблица 18

Структура досуговой активности молодежи

значения % от числа ответивших % от числа ответивших % от числа ответивших
встречаюсь с друзьями 32,6 36,3 37,3
смотрю телевизор 18,3 22,2 16,5
спортом 19,8 21,2 21,5
слушаю музыку 25,2 20,5 21,0
увлекаюсь компьютером 19,0 20,5 13,8
читаю книги 17,3 14,6 13,9
хожу в театр, кино 7,2 10,1 5,8
хожу в походы 8,7 9,9 7,1
хожу на дискотеки, в клубы 7,5 8,4 5,8
конструирую, вышиваю, рисую 9,8 7,8 10,4
коллекционированием 1,3 1,2 1,5
играю на игровых автоматах 1,0 0,4 0,4
другое 6,2 8,2 3,9

Формулируя ценностное отношение молодых людей к окружающей их социальной реальности, важно отметить, что одной из стратегий борьбы с проблемами общества является профилактика. В частности, немаловажное значение, как потенциальное средство борьбы с пагубными зависимостями и девиациями, играет также физическая культура и спорт.

Регулярно занимаются спортом 30,2 % участников исследования. 42,9% занимаются спортом изредка. 17,5% не занимаются спортом, но хотели бы это исправить. 9,4% устраивает неспортивный образ жизни, и они не хотели бы ничего менять.

Таблица 19

Занимаетесь ли Вы спортом

Разница между горожанами и сельчанами в этом отношении несущественна, а молодые люди традиционно активнее, чем девушки в своем стремлении к спортивному образу жизни.

Таблица 20

Влияние пола на стремление заниматься спортом

Велика зависимость возраста и желания заниматься спортом. Чем старше респонденты,тем реже они занимаются спортом и тем меньше у них желания вести здоровый образ жизни. Это объясняется еще и тем, что в возрасте 15-17 лет в рамках учебного заведения физкультура является обязательным предметом, окончив же учебу многие опрошенные не собираются заниматься спортом, ввиду отсутствия мотивации.

Диаграмма 7

Влияние возраста на стремление заниматься спортом (в %)

Чаще всего молодые люди не занимаются спортом по причине недостатка времени (41%), хотя их число несколько снизилось с прошлого года. Среди иных причин, наиболее часто упоминаются «нехватка спортивных сооружений» (15,2%) и «отсутствие желания» (9,2%). Необходимо отметить, что этот вариант ответа стал менее популярным, зато число респондентов, которые не могут заниматься спортом по состоянию здоровья неуклонно растет. Рейтинг причин мешающих молодежи заниматься спортом почти полностью совпадает с аналогичным распределением ответов в 2011-12 гг.

Представитель той или иной специальности (научной, художественной, технической и т.п.), Человек, профессионально занимающийся тем или иным видом специального труда. Специалист по радио. Врач, специалист по детским болезням. Специалист по древним языкам. Специалист по Пушкину. Специалист по акварели. Специалист по переплетному делу. Узкий специалист. Крупный специалист. Обратиться за справкой к специалисту.

|| Человек, умеющий что-нибудь хорошо делать, обладающий большим опытом в чем-нибудь (разг. , часто шутл. или ирон.). «Печорин - специалист по части женского сердца.» Добролюбов . Она оказалась великолепным специалистом по солению огурцов.

|| Квалифицированный представитель интеллигентной профессии (неол.). «Было бы глупо и неразумно рассматривать теперь чуть ли не каждого специалиста и инженера старой школы, как не пойманного преступника и вредителя.» Сталин . Ленин требовал от коммунистов бережного отношения к беспартийным специалистам. Советские специалисты. Буржуазные специалисты. Партийная прослойка среди специалистов.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СПЕЦИАЛИСТ" в других словарях:

    Специалист работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования. Специалист (дипломированный специалист) квалификация, приобретаемая студентом … Википедия

    - (specialist) Дилер Нью Йоркской фондовой биржи, который уполномочен руководством биржи поддерживать рынок некоторых ценных бумаг. Специалисты действуют в качестве делателей рынка и обязаны выполнять четыре функции: котировать цены, исполнять… … Финансовый словарь

    См … Словарь синонимов

    - (фр. specialiste, от лат. specialic особенный, частный). Человек, избравший себе какую либо специальность, посвятивший себя какому либо одному делу, изучивший его точно, подробно. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    The Pick Up Artist Жанр комедия Режиссёр Джеймс Тобэк Продюсер Уоррен Битти Дэвид Ли Маклеод … Википедия

    Человек, получивший глубокие знания или навыки в ограниченной области. Случается, что специалист теряет представление о жизни в целом, а иногда даже и о том, являются ли результаты его работы позитивными или негативными; см. Функционер.… … Философская энциклопедия

    специалист - а, м. spécialiste, > нем. Spezialist. Человек, профессионально владеющий какой л. специальностью, обладающий специальными знаниями в какой л. области науки, техники, искусства. БАС 1. Всякому человеку следует, не переставая быть человеком,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Лицо, обладающее специальными знаниями и навыками. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    СПЕЦИАЛИСТ, а, муж. Работник в области какой н. определённой специальности. Подготовка специалистов. Узкий с. С. широкого профиля. Молодой с. (выпускник вуза или техникума, начинающий самостоятельную работу). С. по сосудистой хирургии. | жен.… … Толковый словарь Ожегова

    - «СПЕЦИАЛИСТ» (The Specialist) США, 1994, 109 мин. Боевик, триллер, мелодрама. Наемный убийца Рей Куик (дословно «Быстрый») встречается лицом к лицу с притягательной Мей Манро, заказчицей убийства, лишь на 70 й минуте фильма и их первое личное… … Энциклопедия кино

Книги

  • Специалист , Андрей Константинов , Загадочный посетитель приносит директору Агентства журналистских расследований Андрею Обнорскому необычную рукопись и предлагает ее опубликовать. В ней рассказывается о похищении жены и… Категория: Отечественный мужской детектив Серия: Проверено чтением! Издатель: АСТ, Хранитель, Астрель-СПб ,
  • Специалист , Андрей Константинов , Валерий присел на корточки, подкинул в руке флягу с вином... и снова ощутил затылком чужое дыхание, тяжелый запах из пасти. Повторилось упражнение `отражение нападения сзади`. На этот раз он… Категория:

Профессия – важный выбор, который нужно сделать каждому подростку ещё со школьной скамьи. Важность его обусловлена необходимостью тщательного обдумывания, взвешивания всех обстоятельств. Для этого надо всесторонне оценить факторы выбора профессии. Их немало, важность их может меняться с течением времени и определяется с учётом особенностей личности подростка. Не страшно, если впоследствии захочется сменить сферу деятельности, нужно, чтобы человек ясно представлял, какие факторы больше всего влияют на выбор профессии.

Нужно оценить все факторы выбора будущей профессии

Этапы выбора

Ответственный подход к определению своего призвания предполагает поэтапную профессиональную самоидентификацию. Выделяют следующие этапы:

  1. Детский возраст, когда в процессе игры ребёнок примеряет на себя различные роли. Хорошо поступают те родители, которые отдают детей в различные кружки и секции, где дети не только физически и интеллектуально развиваются, но и осваивают азы деятельности.
  2. Средний школьный возраст ассоциируется с первыми, порой слишком романтичными представлениями о различных видах работы.
  3. Старшеклассники имеют уже относительно чёткий план своего профессионального будущего, который может постоянно корректироваться. Но это благо, т. к. тщательный анализ даёт больше шансов на успешную карьеру в дальнейшем. Нужно получить как можно больше информации об учебных заведениях, где готовят подобных специалистов.
  4. По окончании школы выпускник принимает решение о получении той или иной специальности с учётом прохождения профориентации.
  5. Обучение профессии, включающее практическую часть, – знакомство с рабочими буднями.
  6. Начало трудовой деятельности, в состав которой входит и психологическая адаптация.

Перед окончательным выбором проходит несколько этапов подбора, начиная с самого детства

Важно, чтобы на каждом этапе подросток/молодой человек получал объективную информацию о работе, и если необходимо, то советы по выбору профессии.

Факторы выбора профессии

Выбор профессии – процесс двусторонний, обусловленный индивидуальными особенностями человека, часть из которых он может изменить для пользы дела.

Другие же его черты неизменны, статичны. Не менее важны объективные характеристики, которые являются значимыми при выборе рода деятельности.

Выбор зависит от индивидуальных особенностей личности

Двусторонность также просматривается и в направленности профориентации: полученный в прошлом багаж знаний и умений поможет успешно реализоваться в будущем с учётом большого количества сторонних обстоятельств.

Факторы, влияющие на выбор профессии, многообразны. Они обусловлены целым рядом причин. На основании этого проводят различные классификации. Основные факторы делят на внутренние и внешние.

Внутренние

Они связаны с особенностями человека, стоящего перед выбором специальности. К ним относятся:

  • от состояния здоровья зависит то, работу какой тяжести сможет выполнять молодой специалист, какую интенсивность труда он приемлет (на определённых должностях существуют свои ограничения по здоровью);
  • оценка психологических особенностей личности тоже влияет на выбор профессии,
  • определённые должности предполагают наличие определённых свойств характера;
  • способности, которые обусловлены не только успеваемостью по школьным дисциплинам, но и достижениями в тех и или иных внеучебных сферах;
  • склонности показывают, на что подросток тратит своё свободное время, что приносит ему удовольствие (хобби запросто может перерасти в профессию);
  • амбиции играют не последнюю роль, благодаря их наличию специалист будет уверенно продвигаться по карьерной лестнице; в случае их отсутствия довольно будет рядовой стабильной должности;
  • профессиональные планы (имеется точное представление о будущем месте работы);
  • внутренние психологические проблемы и стремления, которые обнаружить подчас сложно; если человек был лишен в детстве возможности общаться с животными, которых он любит, он может захотеть стать ветеринаром.

Внешние

На фактор выбора оказывают влияние и социальные причины

Внешние факторы выбора профессии не зависят от субъекта, они обусловлены причинами, существующими в окружающем мире. Выделяют:

  • уровень престижа специальности – непостоянный фактор, который подвержен изменениям, может определяться уровнем полученного образования: для человека с высшим образованием не престижно становится простым рабочим;
  • нужно учитывать при выборе профессии востребованность, она изменчива, но её можно определить, изучив количество вакансий на рынке труда;
  • размер заработной платы: существует достаточно устоявшееся представление об уровне вознаграждения за ту или иную работу, основные различия между оплатой в коммерческих и государственных организациях;
  • мнение членов семьи: чаще всего родители оказывают значительное влияние на выбор профессии ребёнка, многие из них желают, чтобы он продолжил семейную династию;
  • дружеские связи, под которыми понимается поступление в институт за компанию, наличие знакомых в стенах вуза;
  • воздействие средств массовой информации, пропагандирующих занятость в той или иной сфере;
  • мнение педагогов, которые, имея представление об успеваемости ученика, рекомендуют какое-либо направление обучения;
  • наличие должности в престижной компании, приготовленной специального для этого человека после получения образования;
  • причины выбора профессии могут носит случайный характер: близость вуза, будущего места работы к дому, удобное расписание занятий, возможность пройти практику в интересных местах, удобный график работы в будущем.

Сбалансированное сочетание внутренних и внешних факторов положительно влияет на выбор профессии. Верно выбранная работа будет приносить моральное удовлетворение и материальный достаток.

Критерии выбора

Чтобы не ошибиться при выборе будущей профессии, следует тщательным образом всё узнать о ней: возможные места трудоустройства, перспективы карьерного роста. У каждого человека имеются свои критерии выбора профессии, которые он должен детально обдумать, чтобы не допустить ошибки. Эта проблема актуальна в наши дни по причине ускорения темпа жизни, появления значительного числа новых специальностей и направлений деятельности.

Чаще всего говорят о трёх значимых критериях, закладывающих базис будущего трудоустройства. Их нужно приемлемым образом соединить:

  • желание заниматься определённым делом;
  • возможность работать по той или иной специальности;
  • необходимость заниматься той или иной деятельностью из-за ситуации на рынке труда.

Оценить правильность выбора профессии можно, проверив себя и свою работу по нескольким критериям:

  • каков размер оплаты труда;
  • выплачиваются ли премии;
  • с какой скоростью происходит повышение в должности;
  • степень сложности поручаемых проектов и ставящихся задач;
  • насколько успешно воплощаются в деятельности способности и применяются знания;
  • присутствует ли в труде творческая составляющая;
  • ощущается ли моральное удовлетворение от процесса работы;
  • какова позиция в коллективе, какой характер носят отношения с коллегами;
  • признан ли авторитет со стороны родственников, друзей.

Ваш выбор должен отвечать все критериям

Чтобы правильно выбрать профессию, следует разложить знания о ней на 4 составляющие:

  • социально-экономическая роль подобного рода занятий в современном обществе;
  • подробный разбор механизма осуществления деятельности;
  • санитарно-гигиенические условия труда, включающие график работы, описание рабочего места;
  • требования, предъявляемые к личности кандидата на должность.

Заключение

Работа – важная составляющая жизни, для многих людей она является основополагающей частью. Это смысл их существования. Какое место работа будет занимать в жизни, необходимо решить уже при выпуске из школы. От этого зависит решение следующей проблемы: на какой профессии лучше всего остановить свое внимание, а какой пренебречь.

Выбор профессии влияет на:

  • отношение к личной жизни (некоторые специалисты вынуждены трудиться по ненормированному графику, что не даёт возможности создать семью или уделить достаточное внимание родным);
  • на физическое здоровье (вредные условия труда могут его подорвать); особенности психики, которые могут проявиться с негативной стороны (профессиональная деформация);
  • смену места жительства (иногда это нужно по долгу службы).

Скрупулёзный подход к изучению этих моментов поможет принять взвешенное решение.


Гансова Э.А. – доктор философских наук,

Профессор кафедры социологии

Института социальных наук

Одесского национального университета

Им. И.И.Мечникова

Крапива И.В. – аспирант каф. социологии

Статус высшего социологического образования сегодня

Привлекательность той или иной специальности для молодежи в Украине во многом зависит от престижности профессии. Последняя же, как показали многочисленные социологические исследования и статистика, обусловлена ориентацией на гуманитарное знание, преимущественно правовое, экономическое, психологическое. По представлениям выпускников школ, гуманитарные дисциплины не отягощены математическими методами и другими атрибутами точного знания; гуманитарное образование позволяет также заняться деятельностью, способной обеспечить высокий доход и престижное положение в современном обществе.

Судьба социологии в Украине сложилась достаточно противоречиво. Примером может служить история социологического образования в Одесском национальном университете им. И.И.Мечникова. Имея блестящие научные традиции, связанные с именем И.М.Поповой, одесская научная социологическая школа начала формироваться в 60-е годы. Систематическое высшее социологическое образование началось в Одессе в 70-х годах. Его основателем можно по праву считать профессора Победу Н.А.

Однако сегодня следует констатировать спад интереса к социологической науке со стороны молодежи. Во многом это связано с отсутствием ясного понимания предмета данной дисциплины в обществе, с «разгулом» дилетантизма, с «политизацией» социологических исследований, с утратой активной, наступательной позиции самими представителями социологического знания. Отсюда и недостаточная востребованность данной специальности в обществе. Хотя, казалось бы, именно демократическое управление предполагает потребность во всемерном обращении к социологической информации, отражающей и измеряющей общественное мнение, к социологическому знанию, которое наконец-то претерпело процесс деидеологизации.

Описанные выше обстоятельства не могут не повлиять на процесс подготовки кадров высшей квалификации в области социологии. Ниже мы предлагаем результаты интервью с выпускниками магистратуры при кафедре социологии.

Согласно ответам участников интервью, мотивами продолжения образования в магистратуре и аспирантуре стали: желание повысить квалификацию, заниматься научной деятельностью. Никто не мотивировал поступление в магистратуру отсутствием ясных перспектив в будущем.

Оценивая элементы системы социологического образования, будущие магистры положительно оценили такие традиционные формы как лекции и семинарские занятия. Их вполне устраивает уровень преподавания, содержание учебных программ.

Они работают над избранными для магистерских исследований темами на протяжении 3-х и 4-х лет, а некоторые все 5 лет. Большинство собирало материал для научного исследования, проводя пилотажные опросы, фокус-группы, интервью, анализируя документы.

Практически единицы участвовали в массовых опросах населения в составе исследовательских групп или использовали результаты социологических исследований, проводимых социологическими Центрами Одессы и Украины.

Нет магистерских работ, посвященных проблематике теории и истории социологии. Основная масса выпускников магистратуры специализируется в области отраслевой социологии, выбрав для себя «социологию молодежи», «социологию семьи», «социологию культуры», «социологию образования».

Оценивая уровень своих знаний, магистры отметили, что отличные оценки они могли бы себе поставить по отраслевой социологии и качественным методам. Что касается знаний по общей социологической теории и по количественным методам, то здесь превалируют удовлетворительные оценки.

Наиболее критически выпускники магистратуры отозвались о таких формах учебного процесса как участие в научно-исследовательской работе кафедры социологии, в конкретно-социологических исследованиях. Неудовлетворение вызывают следующие факторы: производственная практика, условия для получения образования, а именно уровень компьютеризации, обеспеченность научной и учебной литературой. В результате, по их мнению, неудовлетворительным является соотношение теоретической и практической подготовки.

В качестве перспективы большинство назвало поступление в аспирантуру и преподавательскую работу в вузе. Сравнительно небольшая часть участников интервью предполагает работать в социальных службах. Остальные виды профессиональной деятельности (практикующий социолог в социологической службе, Центре социологических исследований, в СМИ, органах управления, в организациях и т.д.) отсутствуют в их жизненных планах.

В ходе интервью был выявлен крайне низкий уровень информированности участников о деятельности социологических центров, функционирующих в Одессе и в Украине.

Столь же не осведомлены они и по поводу возможного трудоустройства социологов в Одесском регионе, востребованности лиц данной профессии на рынке труда.

Выводы

Анализируя состояние дел в области подготовки социологов высшей квалификации, следует отметить, что на эффективность данного вида образования влияют следующие обстоятельства:

Недостаточная престижность данной профессии в украинском обществе;

Низкий уровень востребованости профессиональных социологов на рынке труда;

Недостатки национальной системы образования, связанные с отсутствием автономии университетов, а также институтов, факультетов в системе университетов, позволяющей разрабатывать самостоятельно структуру учебного процесса, в частности определять пропорции аудиторной и внеаудиторной работы, а также соотношение лекционных и не лекционных методов (семинаров, практикумов, практик);

Нормативная заданность, «зарегулированность» не позволяют период производственной социологической практики увеличить до пяти лет, начиная его с младших курсов;

Узким остается круг научных интересов магистров. В него не входят актуальные для страны проблемы политики, экономики, права;

Наши выпускники недостаточно вовлечены в мир «большой социологической науки», участвуя в общеукраинских и международных проектах, конференциях. Незначительное их число имеет научные публикации, пребывая еще на студенческой скамье.

Окончание школы знаменуется для многих выпускников началом нового жизненного этапа - поступлением в От выбора образовательного учреждения во многом зависит будущее ребенка, а потому делать его необходимо осознанно. И первое, на что следует обращать внимание - не отзывы или репутация вуза, а соответствие выбранного направления подготовки профильности заведения.

Направление подготовки в вузе - что это такое?

Удивительно, но, определяясь с местом получения высшего образования, важно ориентироваться на профессиональные программы. Профильность учреждения обуславливает наличие тех или иных дисциплин в соответствии с Прежде чем подавать заявление для поступления в выбранный вуз, необходимо предварительно ознакомиться с его образовательной программой.

Итак, что значит направление подготовки? Для реализации основополагающих учебных программ Министерством образования и науки России были утверждены стандарты, поэтому для каждого уровня высшего образования сегодня действует свой ФГОС. Соответственно, проводить обучение на бакалавриате или специалитете по стандартам магистратуры или аспирантуры недопустимо. Так, наша страна гарантирует функциональность созданной системы профессиональной кадров различной профильности и специализации, в которых нуждается народное хозяйство и предпринимательский сектор.

Взаимосвязь ФГОС и специальностей

Каждый ФГОС предусматривает десятки укрупненных направлений подготовки, которые, в свою очередь, включают в себя несколько специальностей. Например, 11.00.00 «Электроника, системы связи и радиотехника» является базисным укрупненным направлением со специальностями:

  • 11.03.01 «Радиотехника».
  • 11.03.02 «Наноэлектроника».
  • 11.03.03 «Конструирование электронных средств».
  • 11.03.04 «Системы связи и инфокоммуникации».

Профили направлений и специализаций в университетах

Далее следует назвать разделение на профили по направленности образования, предусмотренного федеральными стандартами. При этом за каждым остается право создания уникальных профилей образования в соответствующем порядке и утверждения их в Министерстве.

К примеру, профили специальности 01.03.04 «Прикладная математика» могут быть предложены в вузе следующим образом:

  • Обеспечение математических и алгоритмических систем и технологий информации.
  • Математическая методика в информационных технологиях.
  • Прикладная информатика в химии.
  • Моделирование и математические методы в экономике.
  • Обеспечение искусственных интеллектуальных систем и программирование.

Чем отличается профиль от направлений и специальности?

Как уже говорилось, к выбору направления подготовки и специальности необходимо подходить ответственно. Несмотря на общие блоки фундаментальных дисциплин, входящих в образовательную программу профилей конкретной специализации, в каждом из них имеются уникальные предметы, учитывающие специфику профессии выпускника в будущем. Именно поэтому, знакомясь с перечнем направлений подготовки, абитуриенты должны знать, что все они могут включать в себя десятки профилей. Для наглядности в качестве примера следует рассмотреть специальность «Строительство», предполагающую варианты профессий в не имеющих ничего общего между собой сферах строительства:

  • «Строительство гидротехнических сооружений».
  • «Строительство промышленных зданий».
  • «Возведение гидроэлектростанций и насосных станций».
  • «Городское строительство и хозяйство».
  • «Экспертиза недвижимости и управление».
  • «Прокладывание автомобильных дорог и строительство аэродромов».
  • «Вентиляционные и инженерные системы».
  • «Строительство и компьютерное моделирование».

Как правильно выбрать будущую профессию?

Таким образом, знакомиться с образовательной программой необходимо задолго до подачи документов в вуз. Ведь получив представление о профессиональном блоке дисциплин учебного плана, несложно догадаться, обладателем какой профессии станет выпускник учреждения.

На данном этапе важно не ошибиться с направлением подготовки и профилем, соответственно. Зачастую неразборчивых абитуриентов часто с толку сбивает и то, что специальности обладают практически идентичными названиями, несмотря на кардинальные различия в блоках профессиональных дисциплин. В итоге студенты приобретают знания, не соответствующие их первоначальным стремлениям и планам, а значит, на выходе из вуза они получают неравные возможности для успешного карьерного роста.

Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?

Перечень направлений подготовки и специальностей можно найти на официальном сайте практически любого университета, однако быстро отыскать профили и соответствующие им образовательные программы вряд ли получится. Все дело в том, что уставными документами учреждения обязаны публиковать данные о квотах бюджетных и контрактных мест по той или иной специальности. Вуз может не детализировать профессиональные программы, относящиеся к каждому направлению. При этом большинство учебных заведений, имеющих прозрачную репутацию, не скрывают профилей образования и указывают их в разделе «Приемная комиссия».

Данная информация может содержаться и в другом разделе сайта. Часто сведения о профилях присутствуют в описании самого вуза, его структуры. Но если перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования открыт и доступен для каждого посетителя сайта, то информацию о профилях нередко осознанно скрывается от абитуриентов. Причиной тому может быть непопулярность и невостребованность определенной образовательной программы в сравнении со специальностью, звучащей более престижно и привлекательно для поступающих. Такой недобросовестный шаг, несомненно, выгоден вузу.

Основные отличия специальности от профильного направления

Кстати, в контексте вышесказанного стоит отметить, что большинство абитуриентов не видит принципиальных различий в понятиях «направление» и собственно «специальность». На самом же деле общего у этих двух терминов не так уж и много. Основное отличие заключается в разнице периодов обучения. В соответствии с знания по направлениям получают бакалавры и магистры на протяжении четырех и двух лет соответственно. Здесь скорее идет речь о форме обучения, соответствующей европейским стандартам и предоставляющей студентам широчайший спектр возможностей для выстраивания персонального плана обучения. Таким образом, к моменту окончания бакалавриата студенты становятся обладателями дипломов о высшем образовании, что позволяет им официально трудоустроиться.

Но для тех выпускников, которые хотели бы продолжить учебу для повышения своего квалификационного уровня или изменить профессиональное направление, существует магистратура. По ее окончании выпускник может стать обладателем двух профессий и двух дипломов о высшем образовании.

Как не ошибиться при поступлении на конкретную специальность?

При выборе специализации и профиля только внимательность и осторожность убережет поступающего от совершения ошибки. Недобросовестные учебные учреждения с целью повышения дохода иногда включают в перечень профессиональных программ профили, не соответствующие их общей специализации.

Самыми распространенными и прибыльными с точки зрения коммерческой системы предоставления образовательных услуг являются профили «Дизайн», «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», а потому при поступлении в вуз, для которого данные специальности не являются профильными, следует не терять бдительность и быть настороже - вполне вероятно, что данная учебная организация ставит перед собой цель поправить финансовое положение.

Как правило, университеты, которые обучают технологов или биологов, строителей и инженеров, не производят набор студентов на кардинально отличающиеся от базисных направления подготовки.

Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза

Конечно, исключения бывают из всех правил, но чтобы не попасться на обман, желательно провести серьезный анализ заведения перед подачей документов. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • на выбранном профиле отсутствуют бюджетные места;
  • количество контрактных мест значительно преобладает над остальными специализациями;
  • совершенно уникальное название профиля, которое не встречается в других вузах (это может быть, конечно, и признаком уникальной программы обучения в профильном вузе, но также может нести и другую цель - подменить необычным названием обычное содержание, чтобы выделиться из фона).

В большинстве своем высшие учебные заведения обладают балансом контрактных и бесплатных мест на ту или иную специальность. Востребованные вузы имеют больше бюджетных мест для студентов, нежели платных. Преобладание контрактных мест на программы над бесплатными - повод для дополнительного сбора информации на счет качества предоставляемых образовательных услуг в данной организации.

Насколько важен правильный выбор профессионального направления и специальности?

Ознакомившись с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, помните, что университет является не только местом учебы студентов. Каждый вуз можно назвать местом аккумулирования знаний, развития научной школы и формирования новых представлений о научном и техническом прогрессе, культуре и искусстве. Однако сосредоточить силы на всех направлениях одновременно невозможно.

Деятельность институтов, академий и университетов, проверенных десятилетиями, основывается на их стержневой профильности. Принимая решение о поступлении в непрофильное учебное учреждение, потенциальный студент серьезно рискует получить образование недостаточно высокого уровня. Правильный выбор профессиональной программы и специальности - шанс воплотить свою мечту и стать тем, кем хотелось еще со времен школьной скамьи.

Loading...Loading...