Особенности организации труда в медицинской организации. Совершенствование организации труда персонала

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" для медицинских работников установлена следующая сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности:

36 часов в неделю - по перечню согласно приложению N 1; Например, медицинские работники, работающие в инфекционныех больницах, отделениях, палатах,а также в кабинетах; кожно-венерологических диспансерах, отделениях, медицинские работники, работающие с ВИч-инфицированными и т.д.

33 часа в неделю - по перечню согласно приложению N 2;(врач амбулаторного приема, осуществляющий исключительно амбулаторный прием больных в лечебно-профилактических организациях, учреждениях (поликлиники, амбулатории, диспансеры, медицинские пункты, станции, отделения, кабинеты)

30 часов в неделю - по перечню согласно приложению N 3; (врачи, а также средний медицинский персонал, работающий в туберкулезных (противотуберкулезных) организациях здравоохранения и их структурных подразделений;

24 часа в неделю - для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.22 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, выплачивается надбавка к должностному окладу, устанавливаются сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск за работу в особо опасных условиях труда. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством РФ. В частности, согласно постановлению Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей" работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, установлены продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю и ежегодный оплачиваемый отпуск 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда).

Постановлением Минтруда России от 08 августа 1996 г. N 50 "Об утверждении порядка предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека" утвержден порядок предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени и ежегодного оплачиваемого отпуска работникам организаций здравоохранения, категории которых приведены в приложении к этому постановлению.

Так, в постановлении определены категории работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда). Предусмотрено также, что сокращенная продолжительность рабочего дня (смены) из расчета 36-часовой рабочей недели утверждается для категорий работников, указанных в постановлении, лишь в те дни, когда они были фактически заняты на работах в опасных для здоровья условиях труда.

Правовое регулирование труда работников здравоохранения осуществляется на основе единства и дифференциации. Некоторые нормы действуют в отношении всех медработников, особые правила регулирования труда устанавливаются в зависимости от вида оказываемой работниками медицинской помощи, условий их работы и иных обстоятельств. При этом учитываются степень риска, которому подвергаются жизнь и здоровье медработников при оказании тех или иных видов медицинской помощи, и место их деятельности.

од медицинской деятельностью понимается 1 выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, в том числе включая проведение: медицинских экспертиз; лабораторной диагностики; работ по клинической фармакологии; работ по забору, хранению органов и тканей человека для трансплантации; и т. д.

Особенности регулирования трудовой деятельности медицинских работников определяются, в частности, системой здравоохранения, в рамках которой медицинский работник осуществляет свои трудовые функции.

Различают государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, республик в составе РФ; органы управления здравоохранением областей, округов, краев, городов; Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан. В нее также входят находящиеся в государственной собственности и подчиненные Министерству здравоохранения и социального развития РФ или органам исполнительной власти субъектов Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В муниципальную систему здравоохранения включены органы управления здравоохранения и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, учреждения.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические, образовательные, аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.

Особенности регулирования труда медицинских работников связаны с характером их профессиональной деятельности.

Специфика трудовой деятельности медработников состоит в том, что объектом их труда являются жизнь и здоровье человека. Это возлагает на работников огромную ответственность за результаты труда, требует больших психологических затрат; и, как следствие, труд медицинских работников связан с нервным переутомлением.

К специфике трудовой деятельности медработников можно отнести также условия труда. По роду своей деятельности медицинский персонал может находиться в условиях, вредных для здоровья (например непосредственный контакт с источниками инфекций, ионизирующих излучений, работа на рентгеновских аппаратах). В некоторых ситуациях медработникам приходится выполнять работы, опасные для жизни.

Для заключения трудового договора о работе в качестве медицинского работника кандидату необходимо обладать специальной трудовой правоспособностью.

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1 право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), дополнительного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

В период обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения врачи имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения также под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского образования, могут быть допущены к занятию медицинской деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Врачи, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности только после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.

Работники со средним медицинским образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.

Лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также после получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью, подлежат уголовной ответственности.

Таким образом, с учетом требований закона относительно прав на занятие медицинской деятельностью и в соответствии со ст. 65 ТК РФ при приеме на должность медицинского работника работодателю необходимо запросить у него документы об образовании, квалификации или наличии специальных знаний.

Следует обратить внимание на то, что при определении рода деятельности медицинского работника в трудовом договоре недостаточно указать только его должность (ординатор, заведующий отделением и др.). Конкретизируя трудовую функцию медработника необходимо указать его специальность (например терапевт, окулист).

Продолжительность рабочего времени

По общему правилу, для всех медицинских работников независимо от того, в какой системе здравоохранения они работают, установлен сокращенный рабочий день. Введение сокращенной продолжительности рабочего времени в данном случае объясняется спецификой работы, которая связана с ответственностью за здоровье и жизнь человека, с трудом, требующим значительных физических и психологических затрат, а зачастую - нахождением во вредных или даже опасных для жизни условиях труда.

Для медицинских работников устанавливается несколько видов сокращенного рабочего дня. Сокращенный рабочий день дифференцируется в зависимости от типа медицинского учреждения, категории медицинских работников, наличия вредных условий.

В соответствии со ст. 350 ТК РФ продолжительность рабочего времени медработников составляет не более 39 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени для некоторых категорий медицинских работников устанавливается Правительством РФ и определяется в зависимости от должности и (или) специальности, а также места осуществления деятельности.

Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 2 содержит перечни должностей и специальностей, для которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в 36, 33, 30 и 24 часа в неделю.

Для медицинских работников организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства РФ, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей. Так, Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 813 3 медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа, установлена продолжительность работы по совместительству не более восьми часов в день и 39 часов в неделю.

Оплата труда

При определении размера заработной платы медработников системы Министерства здравоохранения РФ применяется Положение о порядке оплаты труда работников здравоохранения Российской Федерации , утвержденное Приказом Минздрава России от 15.10.99 № 377 (далее - Положение об оплате труда ). Данное Положение предусматривает общие принципы оплаты труда на основании Единой тарифной сетки.

Тарифная ставка (оклад) зависит от разряда Единой тарифной сетки, установленного для медицинских работников. Разряд подлежит увеличению в зависимости от наличия некоторых факторов, а именно:

Факторами, которые определяют повышение оклада медицинским работникам, являются работа в опасных и особо тяжелых условиях и профиль медицинского учреждения.

Перечень подразделений, работа в которых дает право работникам на повышение окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, определен в Приложении к Положению об оплате труда . Так, например, повышаются размеры окладов (ставок) работников подразделений для лечения больных ВИЧ-инфицированных, психически больных, больных туберкулезом.

Помимо оплаты труда на основании тарифных ставок (окладов) работникам учреждений здравоохранения производятся доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера.

К компенсационным выплатам относятся:

повышение окладов за работу с вредными и опасными условиями труда; доплата за работу в ночное время; доплата за выполнение работы временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы; доплата медицинским работникам морских и речных судов; доплата за оказание противотуберкулезной помощи, связанное с опасностью инфицирования микробактериями туберкулеза.

Надбавки предусмотрены за продолжительность непрерывной работы, условия труда. Кроме того, существуют надбавки стимулирующего характера.

Например, в зависимости от продолжительности непрерывной работы врачам-терапевтам цеховых врачебных участков, среднему медицинскому персоналу цеховых врачебных участков и домов сестринского ухода устанавливается надбавка 30% должностного оклада за первые три года и 10% должностного оклада за последующие два года непрерывной работы.

Надбавка должна выплачиваться по основной должности исходя из оклада (ставки), установленной по разрядам Единой тарифной сетки без учета повышений при оплате труда за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда, надбавок и доплат.

Стимулирующие надбавки устанавливаются на определенный срок, но не более одного года, и оформляются приказом по учреждению. Надбавки отменяются при ухудшении показателей в работе либо по окончании особо важных или срочных работ, за которые они были установлены.

Размеры и порядок постоянных выплат устанавливаются законодательными и нормативными актами РФ, субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных им бюджетных ассигнований вправе самостоятельно определять виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. При этом необходимо иметь в виду, что в размерах окладов (ставок) учтены квалификация работников и сложность выполняемых ими работ. В частной системе здравоохранения оплата труда производится по соглашению между работником и работодателем, но ее размер не может быть ниже установленной законодательством.

В ТК РФ (ст. 146) закреплена обязанность работодателя в условиях, отклоняющихся от нормальных, производить оплату труда в повышенном размере. Организации самостоятельно определяют размеры оплаты труда в таких условиях, однако они не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Так, в повышенном размере производится оплата труда в ночное время. Ночным считается время с 22.00 до 06.00. Медицинским работникам доплата за работу в ночное время производится в размере 50% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время.

Постановлением Минтруда России от 08.06.92 № 17 «О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения» медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций отделений скорой и неотложной медицинской помощи установлены доплаты в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

Оплата труда медработников, осуществляющих трудовую деятельность в сельской местности, имеет особенности. Для них устанавливаются повышенные на 25% оклады (ставки) по сравнению с окладами (ставками) специалистов, занимающихся теми же видами деятельности в городских условиях (п. 2.3 Положения об оплате труда ).

Работа на условиях совместительства

Совместительство должностей и профессий часто применяется работодателем в целях экономии средств или из-за отсутствия кадров.

В соответствии с подп. «а» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры » под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основой работы время по месту их основной работы или в других организациях (в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии) и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей. Причем заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей.

При оформлении совместительства в трудовом договоре обязательно должно содержаться указание на то, что работа является совместительством.

При решении вопроса о возможности оформления работника по совместительству необходимо учитывать, что законом запрещается работа по совместительству на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями (ст. 282 ТК РФ).

Статья 284 ТК РФ устанавливает общее правило ограничения продолжительности рабочего времени при работе по совместительству - не более четырех часов в день и 16 часов в неделю. Однако для медицинских работников действуют иные правила.

В соответствии со ст. 282 ТК РФ Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 № 41 продолжительность работы по совместительству медработников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и по каждому трудовому договору не может превышать:

для медицинских работников - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели; для медицинских работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю - 16 часов работы в неделю; для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели; для младшего медицинского персонала - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Медицинским работникам часто приходится работать по совместительству, но не каждая работа будет считаться совместительством. В частности, не являются совместительством работы по осуществлению консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год; работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе дежурство сверх месячной нормы рабочего времени по графику; проведение медицинской экспертизы с разовой оплатой. Выполнение указанных работ допускается в основное рабочее время и не требует заключения трудового договора.

Предоставление дополнительного отпуска

В соответствии с абз. 3 ст. 350 ТК РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.98 № 1588 4 для врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) за непрерывную работу в этих должностях свыше трех лет установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск . При определении продолжительности непрерывной работы в должностях врачей общей практики (семейного врача) и медицинских сестер врачей общей практики (семейного врача) для предоставления такого отпуска засчитывается время непосредственно предшествующей непрерывной работы в должностях участковых терапевтов и участковых врачей-педиатров территориальных участков и медицинских сестер терапевтических и педиатрических территориальный участков. Расходы по оплате указанных отпусков осуществляются в пределах средств, выделенных учреждению здравоохранения, в котором введены указанные должности.

Право на дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда имеют также работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека 5 . Постановлением Правительства РФ от 03.04.96 № 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей» таким работниками установлен ежегодный оплачиваемый отпуск в 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда).

Выдача специальной одежды и обуви для медицинских работников

В случае осуществления работниками трудовых функций на работах с вредными условиями и (или) опасными условиями труда (либо связанных с загрязнением) им должны выдаваться сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 221 ТК РФ). Поскольку для медицинских работников характерны именно такие условия труда, работодатель обязан обеспечить их специальной одеждой и обувью.

Работодатель обязан за счет своих средств обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Одежда и обувь выдаются на определенный срок и по норме.

Постановлением Минтруда России от 29.12.97 № 68 6 утверждены типовые нормы выдачи одежды и обуви работникам организаций здравоохранения, медицинских научно-исследовательских институтов. Кроме того, специальными актами Минздравсоцразвития России для медицинских работников отдельных служб установлены особые правила и нормы выдачи специальной одежды и обуви с учетом специфики их деятельности. В нормативных актах приводится перечень специальной одежды, срок ее носки и порядок выдачи в эксплуатацию.

Так, в соответствии с Положением о порядке выдачи специальной одежды и обуви работникам службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 7 работникам по решению администрации взамен утерянных вещей может быть выдана уже бывшая в эксплуатации и списанная специальная одежда и обувь, но находящаяся на складе и пригодная для носки. Новые вещи, приобретенные за счет бюджетных ассигнований, не выдаются до истечения срока носки ранее полученных, но утраченных предметов.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение работников здравоохранения можно определить как систему мер по предупреждению социально-рисковых ситуаций, которые не зависят или мало зависят от медицинского работника и могут повлечь неблагоприятные последствия (утрату трудоспособности, снижение жизненного уровня и т. д.) и компенсацию издержек в случае наступления неблагоприятных последствий.

Все медработники подлежат обязательному медицинскому страхованию. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, подлежат 8 обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей, а также обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Анализ установленных законодательством правил регулирования труда медицинских работников позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование труда работников здравоохранения осуществляется на основе единства и дифференциации. Единство означает, что некоторые особенности правового регулирования труда медицинских работников действуют в отношении всех медицинских работников, а дифференциация предполагает установление особых правил регулирования труда в зависимости от вида медицинской помощи, которую оказывают медицинские работники, от условий их работы и иных обстоятельств. При установлении особенностей правового регулирования принимаются во внимание степень риска, которому подвергаются жизнь и здоровье медицинских работников при оказании тех или иных видов медицинской помощи,и место их деятельности.

1 Положение о лицензировании медицинской деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30).
2 Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».
3 Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 № 813 «О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа».
4 Постановление Правительства РФ от 30.12.98 № 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях».
5 См.: ст. 22 Федерального закона от 30.03.95 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
6 Постановление Минтруда России от 29.12.97 № 68 «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты».
7 Утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.11.2004 № 201.
8 См.: ст. 22 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Общие сведения о понятии охраны труда

Определение 1

Трудом называют совокупность сознательных видов деятельности человека, которая направлена на создание материальных и духовных ценностей с целью удовлетворения определенных потребностей или получения каких-либо выгод.

Трудовая деятельность – это неотъемлемая движущая сила развития как человека, так и человеческого общества. Благодаря труду не только создаются определенные блага, но и происходило формирование современного облика человека как биологического вида и социального существа. Кроме того благодаря трудовой деятельности развивается производство и происходит формирование отношений в обществе. Развитие самого общества. Экономисты отмечают, что именно труд является источником формирования прибавочной стоимости произведенного продукта.

Трудовая деятельность связана с взаимодействием человека с различными объектами и явлениями природы и производства, с другими людьми. В ходе этих отношений на человека (работника) оказывается определенное воздействие. По результатам подобного влияния все воздействующие факторы можно разделить на:

  • положительные (позитивные);
  • нейтральные;
  • вредные;
  • опасные.

Определение 2

Опасными называются факторы, непосредственное воздействие которых может нарушить целостность организма или ограничить его работоспособность.

Таковыми считаются электрический ток, движущиеся и незащищенные части машин и механизмов, отравляющие вещества, некоторые виды живых организмов и т.п. . Эти факторы присутствуют в производственном процессе. Контакт с ними не предусмотрен технологически, но он чреват для человека тяжелыми последствиями.

Определение 3

Вредными факторами считаются такие обстоятельства и объекты, длительное воздействие которых может вызвать отклонения в здоровье человека, снижение его работоспособности, развитие профессиональных заболеваний.

Происходит это из-за накопления различных веществ в организме, снижения иммунитета человека, возникновения стрессового состояния по причине длительного воздействия и т.д. . Вредными факторами могут быть загазованность помещений, особенности освещенности и вентиляции рабочего места, температурный режим на производстве, вибрация или уровень шума, радиационный или магнитный фон, электромагнитное излучение, чрезмерные психологические и эмоциональные нагрузки и многое другое.

Определение 4

Охраной труда называют систему мер и мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в ходе производственной деятельности, предотвращение воздействия опасных и снижение влияния вредных факторов.

Правовой основой деятельности охраны труда в Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон об основах охраны труда в Российской Федерации от $17$ июля $1999$ г. №$181$-ФЗ и ряд других федеральных законов и различных нормативно-правовых актов Российской Федерации и ее субъектов. Структурными компонентами системы охраны труда являются такие виды мероприятий, как:

  • правовые;
  • социально-экономические;
  • организационно-технические;
  • санитарно-гигиенические;
  • лечебно-профилактические и реабилитационные.

Специфика труда в медицинских учреждениях

Одним из самых социально важных видов трудовой деятельности является труд медицинских работников. Он характеризуется высоким уровнем нервно-эмоциональных и умственных нагрузок. Риск возникновения профессиональных заболеваний в некоторых отраслях здравоохранения не уступает аналогичным показателям некоторых ведущих отраслей промышленности.

При этом течение профессиональных заболеваний врачей отличается большей продолжительностью и большей степенью тяжести, чем среди остальных профессиональных групп. По данным статистики, наибольшим уровнем профессиональных заболеваний характеризуются такие группы медицинских работников, как медсестры, инфекционисты (фтизиатры), патологоанатомы и стоматологи.

Актуальность проблемы охраны труда в медицине

На сегодняшний день система органов здравоохранения Российской Федерации представлена тысячами лечебно-профилактических, аптечных и санитарно-эпидемиологических учреждений. В эту же систему входят медицинские научно-исследовательские институты и центры, высшие и средне-специальные учебные заведения. К системе органов здравоохранения относя и вспомогательные службы всех медицинских учреждений. Это котельни и прачечные, пищеблоки и электрохозяйство, водопроводно-канализационные коммуникации и автотранспорт.

На перечисленных предприятиях трудится несколько миллионов человек. Их здоровье подвергается воздействию многих вредных и опасных факторов. Это и агрессивная среда (ядовитые вещества и агрессивные жидкости, рентгеновское и ультрафиолетовое излучение), и неблагоприятные условия труда (инфекционные, онкологические и психиатрические отделения).

Поэтому особую актуальность приобретают проблемы охраны труда работников медицинских учреждений, воспитания в нем бережного отношения к собственному здоровью. Это отражено в требованиях Трудового Кодекса Российской Федерации от $30$ декабря $2001$ г. № $197$-ФЗ. Там определены государственные нормативные требования охраны труда и обязанности работника в области охраны труда отдельных категорий работников, в том числе, работников здравоохранения.

Особенности охраны труда медицинских работников

Определение 5

Система охраны руда медицинских работников – это совокупность органов, должностных лиц, мер и мероприятий, нацеленных на защиту жизни и здоровья работников органов здравоохранения в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

На основе действующего законодательства предполагается наличие в каждом медицинском учреждении специально разработанной системы должностных инструкций по технике безопасности. Должна быть отлажена система обучения и профессиональной подготовки работников органов здравоохранения в области охраны труда. В системе мероприятий по охране труда каждый работник органов здравоохранения обязан:

  • регулярно проходить обучение (повышение квалификации) безопасным способам и приемам работы на своем предприятии, на своем рабочем месте;
  • правильно применять все имеющиеся средства индивидуальной и коллективной защиты (в том числе спецодежду, маски и пр.);
  • регулярно проходить соответствующие медицинские осмотры;
  • строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

В качестве компенсации за тяжелые условия труда или работу во вредных условиях работники медицинских учреждений в зависимости от занимаемой должности и характера выполняемой работы имеют право на удлиненный отпуск, усиленное или дополнительное питание, право выхода на пенсию по выслуге лет.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА в здравоохранении - совершенствование форм и методов организации труда медицинских работников на основе достижений науки, техники и передового опыта, направленное на разработку и внедрение в практику научно обоснованных рекомендаций по дальнейшему повышению эффективности и улучшению качества работы.

Научная организация труда (НОТ) в здравоохранении - научное направление прикладного характера, интегрированное на базе многих научных дисциплин: экономики, статистики, эргономики (см. Труд), эстетики (см. Эстетика производственная), гигиены, физиологии и психологии труда, юридических и технических наук.

Под НОТ в здравоохранении обычно понимают непрерывное улучшение организационных форм использования труда человека в рамках отдельно взятого мед. коллектива, однако при социализме научный подход характерен и для организации труда в рамках всей системы социалистического здравоохранения. НОТ в здравоохранении, с одной стороны, способствует интенсификации, росту эффективности и качества труда медиков, а с другой - содействует улучшению условий и содержательности труда, более полному развитию духовных интересов медработников, повышению степени их удовлетворенности своим трудом, превращению труда в первую жизненную потребность.

Задачи, решаемые при внедрении НОТ в здравоохранение, можно условно разделить на три группы: экономические - направленные на повышение производительности труда медработников за счет внедрения современных достижений науки и техники, лучшей организации их труда, на поиск резервов и повышение эффективности в использовании трудовых и материальных ресурсов, на совершенствование структуры и функций органов и учреждений здравоохранения в целях постоянного роста качества и культуры оказания медпомощи, на улучшение народного здравоохранения; психофизиологические - направленные на создание наиболее благоприятных условий функционирования трудовых коллективов, улучшение условии и режима труда; социальные - заключающиеся в обеспечении условий для всестороннего и гармоничного развития личности медработников, повышения содержательности и привлекательности их труда, наиболее полного и целесообразного применения знаний и квалификации каждого специалиста.

Коммунистическая партия и Советское правительство на всех этапах развития страны уделяли большое внимание воспросам совершенствования организации труда во всех отраслях народного хозяйства. Первые работы по научной организации труда в сфере здравоохранения относятся к 20-м гг. 20 в. и связаны с развернувшимся в стране по инициативе В. И. Ленина массовым движением за совершенствование организации труда на научной основе. Исследования по рационализации труда медработников, проводившиеся под руководством наркома здравоохранения Н. А. Семашко, были основаны на научном анализе затрат рабочего времени ряда категорий медперсонала (врачей, медсестер, фельдшеров, лаборантов), на исследовании факторов, влияющих на утомляемость работников.

В 30-50-е гг. были изучены вопросы организации труда в отдельных звеньях леч.-проф, учреждений (регулирование регистратурой поликлиники потока больных, работа приемно-диагностических отделений в стационарах и др.). Была проанализирована нагрузка врачей на поликлиническом приеме, изучена структура обращаемости населения за медпомощью.

Проведение научных исследований и практическая работа по НОТ в здравоохранении значительно активизировались после издания в 1966 г. приказа министра здравоохранения СССР «Об улучшении работы в области научной организации труда работников учреждений здравоохранения», в соответствии с к-рым в союзных республиках начали создаваться научно-методические центры НОТ, а в органах и учреждениях здравоохранения-советы и группы НОТ.

Большое внимание вопросам НОТ было уделено на XXIV и XXV съездах КПСС. В резолюциях съездов отмечается особая важность всемерного внедрения НОТ в практику. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев, говоря о повышении эффективности общественного производства, подчеркивает: «Для всего этого необходимы дисциплина, инициатива, широкое использование достижений науки и техники, внедрение научной организации труда, совершенствование управления нашей экономикой и всем народным хозяйством» (Л. И. Брежнев, «Ленинским курсом», т. 5, с. 177).

Решения партии и правительства явились мощным стимулом для развертывания целенаправленных организационных мер по комплексному внедрению НОТ. К ним прежде всего относятся создание в ряде союзных республик специализированных служб НОТ, централизация материально-технического обеспечения мероприятий НОТ, введение планирования и отчетности по НОТ.

НОТ в здравоохранении базируется на общих теоретических и методологических положениях науки об организации труда. Направления НОТ в значительной мере универсальны, они определяют общие пути совершенствования организации труда независимо от отрасли. Вместе с тем основные направления НОТ в здравоохранении обладают рядом специфических черт, вытекающих из особенностей здравоохранения как социальной системы, а также из своеобразия мед. труда и его места в системе народного хозяйства.

Методический арсенал НОТ направлен на изучение трудовых процессов и условий их осуществления в различных звеньях службы здравоохранения и включает: методы изучения использования рабочего времени, организации трудовых процессов и рабочих мест; методы исследования работоспособности и психофизиологических и социально-психологических факторов трудовой деятельности.

Большое значение в научном обосновании рекомендаций НОТ имеют методы изучения затрат рабочего времени, включающие хронометраж, фотографию рабочего дня, фотохронометраж, метод моментных наблюдений и др. Напр., методом хронометража изучают затраты времени на такие отдельные многократно повторяющиеся элементы работы, как, напр., опрос больного, его обследование, ведение записей в мед. документах и т. п.; методом фотографии рабочего дня определяется структура затрат рабочего времени за рабочий день или часть его, выявляются потери времени; методом моментных наблюдений регистрируется частота повторения тех или иных элементов работы за определенный период времени и т. д.

Обеспечение максимальной производительности труда и эффективного использования рабочего времени во многом зависит от совершенствования форм разделения н кооперации труда, как ведущего направления НОТ в здравоохранении. Совершенствование организационно-функциональной структуры учреждений здравоохранения на основе перераспределения трудовых функций, создание новых подразделений в структуре мед. учреждений связано с постоянным улучшением методов диагностики и лечения, оснащением леч.-проф, учреждений новой мед. аппаратурой. Это направление решается также на основе разработки и использования систематически обновляемых должностных инструкций. В должностных инструкциях закрепляется круг функциональных обязанностей, прав и ответственности каждого конкретного работника с учетом его знаний, опыта и характера труда.

Важным направлением является централизация лечебно-диагностических и вспомогательных служб в учреждениях здравоохранения. Централизацией охвачены клинико-диагностические лаб. исследования, организация внутри- и внебольничных консультаций, учет диспансерных контингентов, службы мед. снабжения стерильными материалами (перевязочными средствами, шприцами, операционным бельем), медикаментами, мед. газами, а также доставка крови, хозяйственное обслуживание и др.

Так, для централизованного снабжения стерильными материалами в структуре леч.-проф, учреждений создаются центральные стерилизационные отделения, обеспечивающие более высокое качество и надежность стерилизации, а также экономию рабочего времени медсестер.

В крупных многопрофильных б-цах централизуется организация консультаций и консилиумов, что избавляет медперсонал от выполнения организационных функций и вместе с тем позволяет более четко планировать консультативную работу специалистов.

Значительно повышается производительность труда медработников в результате создания систем внутри-учрежденческой оперативной связи, к-рые в сфере здравоохранения принято делить на три группы: административно-управленческой, медико-технологической и диспетчерской связи. К первой группе относятся системы: двусторонней административно-управленческой связи (руководитель - секретарь), радиальной административно-управленческой связи (руководитель - подчиненные), циркулярной связи (для проведения оперативных деловых совещаний руководителя с персоналом). Во вторую группу входят системы поискововызывной сигнализации, дистанционного наблюдения за больными, связи с посетителями. К третьей группе относятся диспетчерские системы для организации внутри- и внебольничных консультаций и управления работой вспомогательных служб.

Технические средства оперативной связи, применяемые в учреждениях здравоохранения, весьма разнообразны и включают средства проводной связи (аппаратура внутриучрежденческой телефонной и громкоговорящей связи, аппаратура сигнализации), средства беспроводной связи (радиосвязь), а также средства аудиовизуальной связи (установки телевидения и видеотелефоны).

Совершенствование документации, учитывая значительные затраты времени медработников на работу с ней, также является одним из наиболее актуальных для органов и учреждений здравоохранения направлений НОТ. Оно заключается в основном в унификации документов - создании типовых форм и текстов, а также в широком использовании различных технических устройств. Напр., на основе типовых тестов разработан ряд форм вкладных листов в индивидуальную карту амбулаторного больного, карту стационарного больного, предназначенных для записи результатов первичного осмотра больного специалистами различного профиля, консультативных осмотров, этапного эпикриза.Применение типовых форм значительно сокращает затраты времени на заполнение документов. В учреждениях здравоохранения типовые тексты применяются, кроме того, в виде типовых бланков направлений на лабораторно-инструментальные исследования, а также унифицированных рецептурных прописей.

Широкое распространение в практике учреждений здравоохранения получил диктофонно-машинописный метод ведения мед. документации, осуществляемый централизованно и децентрализованно. Создание больничных диктофонных центров, освоение этого метода врачами-ординаторами позволяет им заметно экономить рабочее время и использовать его для более глубокого исследования больного.

Эффективность подготовки мед. документации повышает современная копировально-множительная техника - электрографические и термографические копировальные аппараты, а также техника микрофильмирования. Применение микрофильмирования особенно эффективно в больничных архивах, т. к. позволяет во много раз сократить объем хранимой документации, облегчая при этом поиск необходимых данных.

Большое внимание в учреждениях здравоохранения уделяется созданию рациональных систем хранения и поиска документов. Этой цели служат различные конструкции настольных и кабинетных картотек, передвижных стеллажей, механизированное картотечное оборудование.

Улучшение условий труда работников учреждений здравоохранения во многом связано с таким направлением НОТ, как рациональная организация рабочего места, к-рая включает мероприятия по совершенствованию планировки рабочих мест, рационализации их оснащения, созданию гиг. комфорта, эстетизации рабочей среды.

Обязательным условием для обеспечения рациональной организации рабочих мест является соблюдение эргономических требований как в отношении мед. мебели, так и при разработке конструкций изделий мед. техники. Для ряда категорий массовых мед. профессий разработаны типовые схемы оснащения рабочих мест (кабинета участкового врача-терапевта, поста палатной медсестры, рабочего места ассистента аптеки и др.).

Одним из важных направлений НОТ в здравоохранении являются проф. ориентация, проф. отбор молодежи при поступлении в мед. учебные заведения, материальное и моральное стимулирование труда, использование воспитательной силы традиции, совершенствование стиля и методов руководства, а также изучение психологической совместимости работающих в коллективе и умелое перемещение специалистов для обеспечения нормальных взаимоотношений.

Моральное и материальное стимулирование труда имеет важное значение для совершенствования организации деятельности мед. коллектива. Постановлением Совета Министров СССР «О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения, состоящих на государственном бюджете» (1976) руководителям леч.-проф, учреждений при наличии экономии по фонду заработной платы предоставлено право премировать за достижение хороших результатов и высокое качество медпомощи населению лучших работников в пределах 1,5% от установленного учреждению фонда заработной платы. Большое значение в развитии творческой инициативы трудящихся, в воспитании у них коммунистического отношения к труду приобретает также моральное стимулирование.

Определенное место в деле совершенствования социально-психологических отношений в трудовых коллективах отводится положительным традициям, напр, ежегодной встрече молодых специалистов, чествованию ветеранов труда, торжественным проводам на пенсию и др.

Большое значение в формировании социально-психологической атмосферы в мед. коллективах имеет совершенствование методов управления, овладение организаторами здравоохранения ленинским стилем руководства.

Значительное место отводится нормированию труда, подготовке и повышению квалификации мед. кадров, разработке режимов труда и отдыха медперсонала, предупреждению профзаболеваний и использованию труда в качестве лечебного и профилактического фактора.

Основные направления совершенствования организации труда применимы в учреждениях здравоохранения любого уровня. Однако рекомендации по НОТ в различных отраслях здравоохранения имеют свою специфику. Напр., в учреждениях сан.-эпид. службы, где обобщается большой объем информации, особую актуальность приобретают вопросы упорядочения ведения мед. документации. В этой службе нашли широкое применение унифицированные формы документов (типовые бланки), перфокарты.

Принцип централизации в сан.-эпид. службе реализуется также в форме создания в городах с районным делением межрайонных СЭС. Укрупнение СЭС как в целом, так и за счет применения различных форм централизации, напр, создание на базе крупных городских и районных СЭС межрайонных сан.-гиг. лабораторий, повышает эффективность работы, позволяет в полном объеме использовать лаб. оборудование и аппаратуру, обеспечивает внедрение поточной системы исследований и современных средств механизации.

В аптечных учреждениях среди мероприятий НОТ особую актуальность приобретает внедрение автоматизированных методов определения потребности и организации обеспечения населения лекарственными средствами и мед. изделиями, а также рациональная организация работы аптек и рабочих мест в них (оснащение средствами механизации). С этой целью в аптечной практике широко применяют такие аппараты, как дозаторы, электромеханические мешалки, устройства для фильтрования р-ров, аппараты для смешивания, фасовки и упаковки мазей, суппозиториев, порошков, жидкостей, моечные машины, приспособления для подачи на рабочие места дистиллированной воды и т. д.

Эти устройства способствуют повышению производительности труда аптечных работников, улучшают качество приготовления лекарств.

Совершенствование деятельности органов здравоохранения требует комплексного использования рекомендаций по ряду направлений НОТ. При этом особое значение приобретают мероприятия по совершенствованию документации и документооборота, регламентация трудовых функций на основе должностных инструкций, организация учрежденческой оперативной связи, а также совершенствование методов руководства.

В условиях научно-технической революции важным фактором улучшения деятельности органов и учреждений здравоохранения является использование математических методов (см.) и вычислительной техники (см. Электронная вычислительная машина).

Внедрение автоматизированных систем обработки информации и управления (см. Автоматизированная система управления) позволяет освободить медработников от отнимающей много времени счетной работы, увеличивает обоснованность ответственных управленческих решений, позволяет значительно расширить и повысить качество контроля за исполнительской дисциплиной, поднимает на новую, более высокую ступень культуру труда.

Организация внедрения НОТ в органах и учреждениях здравоохранения регламентирована соответствующими организационно-распорядительными документами М3 СССР. В союзных и автономных республиках, краях и областях создается служба внедрения НОТ при соответствующих высших органах управления здравоохранением той или иной территории.

Организационная система централизованного управления внедрением НОТ в работу органов и учреждений здравоохранения включает четыре группы мероприятий: 1) административно-управленческие мероприятия (текущее и перспективное планирование, поэтапный контроль за ходом работ, сбор и обобщение отчетных данных, материальное и моральное стимулирование); 2) научно-исследовательскую работу (изучение и обобщение передового опыта, разработку и апробацию новых форм организации труда, разработку рекомендаций НОТ, составление прогнозов и перспективных планов, преподавание основ НОТ в системе пред- и последипломной подготовки врачей); 3) организационно-технические мероприятия (материально-техническое обеспечение средствами НОТ, организационно-техническое проектирование и внедрение, обеспечение эксплуатации систем НОТ, опытно-конструкторские работы); 4) консультативно-методическую работу (издание и распространение методической литературы, проведение семинаров и конференций, пропаганда передового опыта, проведение консультаций).

Библиография: Ленин В. И. Очередные задачи Советской власти, Полн. собр. соч., т. 36, с. 165; Брежнев JI. И. Ленинским курсом, Речи и статьи,т. 5,5-е изд., с. 177, М., 1976; Буренков С. П., Головтеев В. В. и Корчагин В. Социалистическое здравоохранение: задачи, ресурсы, перспективы развития, М., 1979; Канеп В. В., Липовецкая Л. Л. и Лукьянов В.С. Теория и практика научной организации труда в здравоохранении, М., 1977; Канеп В. В. и Липовецкая Л.Л. Научная организация труда в учреждениях здравоохранения, М., 1981; Канеп В. В., Царегородцев Г. И. и Ольшанский Б. Ц. Труд медицинских работников в условиях развитого социалистического общества (Оценка и стимулирование), Рига, 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Мацко Б. М. Основы научной организации труда в больницах и поликлиниках, М., 1969; Петровский Б. В. Задачи советского здравоохранения в реализации решений XXV съезда КПСС, Вестн. АМН СССР, № 10, с. 6, 1976,

Трудовая деятельность работников здравоохранения связана с большим физическим и эмоциональным напряжением, необходимостью в ряде случаев работать в тяжелых и опасных для жизни и здоровья условиях. Это и определяет некоторые особенности правового регулирования трудовых отношений в данной сфере деятельности: дополнительные требования при заключении трудового договора, льготный режим рабочего времени и времени отдыха, особые правила работы по совместительству и др. Помимо общих положений Трудового кодекса РФ на медицинских работников распространяются положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также ряда других подзаконных нормативных правовых документов. Основным же документом, регламентирующим работу медицинского работника, является заключаемый с работодателем трудовой договор.

Продолжительность рабочего времени

Законодатель закрепил особое правовое регулирование труда медицинских работников, в т. ч. путем установления для них сокращенной продолжительности рабочего времени (ч. 5 ст. 92 и ч. 1 ст. 350 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ)), с учетом положений ст. 251 и 252 ТК РФ, предусматривающих возможность установления особенностей правового регулирования для отдельных категорий работников в связи с характером и условиями труда. Эти меры направлены на компенсацию для указанной категории работников неблагоприятного воздействия различного рода факторов, повышенных психофизических нагрузок, обусловленных спецификой и характером лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан и принцип равенства, закрепленные в ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Напряженность трудового процесса, присущая медицинской деятельности, медицинским работникам всегда компенсировалась сокращенной продолжительностью рабочего времени и предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Поэтому для всех медицинских работников ст. 350 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 39 ч в неделю. Для отдельных категорий медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности, постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (далее - Постановление № 101) в соответствии с Перечнями должностей установлена продолжительность рабочего времени - 36, 33, 30 или 24 ч в неделю. Для тех наименований должностей медицинских работников, которые не вошли в указанные Перечни, продолжительность рабочего времени регулируется ст. 350 ТК РФ.

К сведению

Следует обратить внимание на то, что не все работники в медицинской организации относятся к категории медицинских работников. Например, это административно-хозяйственный персонал, которым устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени - 40 ч. Одновременно следует учесть, что продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается в трудовом договоре на основании отраслевого соглашения и коллективного договора по результатам специальной оценки условий труда.

Для определения тех, кто относится к категории «медицинский работник», необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ). Согласно ст. 2 закона «медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или оное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность».

Далее возникает вопрос: а что же такое медицинская деятельность? Ответ также содержит ст. 2 Закона № 323-ФЗ: «медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».

Приказом Минздрава России от 25.07.2011 № 801н утверждена Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, в которой содержатся как должности работников, подлежащие замещению лицами с высшим (средним) медицинским образованием, так и должности работников, подлежащие замещению лицами с иным высшим (средним) профессиональным образованием. Таким образом, в случае, если работник с высшим (средним) немедицинским профессиональным образованием в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями, установленными в трудовом договоре и должностной инструкцией, осуществляет медицинскую деятельность в том смысле, которой придает этому понятию ст. 2 Закона № 323-ФЗ, он может быть отнесен к категории медицинских работников.

Что касается руководителей медицинских организаций и руководителей их структурных подразделений, то в случае, если в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями, установленными в трудовом договоре и должностной инструкции, они осуществляют медицинскую деятельность, они также могут быть отнесены к категории медицинских работников.

В соответствии с п. 1 приложения 2 к Постановлению № 101 врачи лечебно-профилактических организаций, учреждений: поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов при проведении исключительно амбулаторного приема больных имеют право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю.

Согласно ст. 33 Закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь включает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная врачебная и специализированная медико-санитарная помощь оказываются врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в т. ч. высокотехнологичную, медицинскую помощь. Данный вид медицинской помощи оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Таким образом, в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи врачи терапевты участковые, хирурги, неврологи, оториноларингологи, офтальмологи и другие кроме амбулаторного приема больных осуществляют профилактические осмотры, диспансеризацию, помощь на дому, санитарно-просветительную и другую профилактическую работу, следовательно, они не могут вести исключительно амбулаторный прием больных и не имеют право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю.

В связи с этим, часть рабочего времени врачей в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи населению, равномерно по дням недели, выделяется на указанные виды работ, исходя из 39-часовой продолжительности их рабочей недели.

Врачу - стоматологу-хирургу, врачу - челюстно-лицевому хирургу лечебно-профилактических организаций, учреждений может устанавливаться 33-часовая рабочая неделя, если их должностными обязанностями не предусматривается проведение иной работы, а именно: проведение занятий по повышению квалификации медицинского персонала, участие в проведении диспансеризации, занятие другой санитарно-профилактической работы, организации лечения на дому. Врачам - стоматологам-хирургам и врачам - челюстно-лицевым хирургам, работающим в стационарах, устанавливается 39-часовая рабочая неделя.

Суммированный учет рабочего времени

В соответствии с действующим трудовым законодательством в организациях, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, предусматривается возможность введения суммированного учета рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Медицинские организации, имеющие стационары, оказывают населению медицинскую помощь не зависимо от времени суток и дней недели, поэтому медицинским работникам в правилах внутреннего трудового распорядка устанавливается суммированный учет рабочего времени или сменный режим работы для осуществления ими дежурства в вечернее и ночное время, в воскресные и праздничные дни в соответствии с утвержденным графиком работы.

При суммированном рабочем времени продолжительность рабочего времени не должна превышать нормального числа рабочих часов за конкретный учетный период времени. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории медицинских работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

Использование суммированного рабочего времени основано на том, что установленная действующим законодательством продолжительность рабочей недели обеспечивается графиком в среднем за учетный период. Установленная графиком ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени может в определенной степени отклоняться от установленной нормы рабочих часов. При этом появляющаяся недоработка (переработка) должна быть скорректирована в установленный учетный период (месяц, квартал и др. периоды). Количество рабочих часов по графику должно равняться количеству рабочих часов согласно установленной норме за этот период. Учетный период не может превышать один год, а для рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца (ч. 1 ст. 104 ТК РФ).

Организация сменной работы

Статья 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Применительно к медицинским организациям работодатель (главный врач) или уполномоченное им лицо обязан вести графики работ медицинских работников.

В медицинских организациях, имеющих стационары, работники чередуются по сменам равномерно и, как правило, переход из одной смены в другую производится через каждую неделю в часы, определенные графиком сменности. Что касается работников амбулаторно-поликлинических медицинских организаций, то они переходят из смены в смену через день.

Рациональная организация амбулаторно-поликлинической помощи населению во многом зависит от правильно составленных графиков, которые являются составной частью плана работы поликлиники и ее структурных подразделений. Ими регламентируется время начала и окончания ежедневной работы, количество и продолжительность рабочих смен, их чередование и календарь выходных дней медицинского персонала. Графики составляются на определенный учетный период по структурным подразделениям, группам персонала (врачебный, средний, младший и т.д.) и по каждой занятой должности (основной, совмещаемой и замещаемой, совместительство) раздельно.

Длительность смены (продолжительность работы в течение дня) в различные дни недели может отклоняться от установленной продолжительности рабочего дня, но сумма продолжительности всех смен за месяц обязательно должна соответствовать месячному балансу рабочего времени. Длительность одной смены не должна превышать 12 часов. Продолжительность перерыва между сменами не может быть меньше двойной продолжительности рабочей смены. Количество выходных дней в месяц у каждого работника должно соответствовать количеству выходных дней, предусмотренных по календарю. В графиках необходимо отражать регистрируемые виды работ, выполняемые врачом: прием в поликлинике, в том числе - диспансерный, посещения на дому, и другая профилактическая работа.

Графики сменности доводятся до сведения работника. Как правило, не позднее, чем за один месяц до введения его в действие.

Время переодевания перед началом и после окончания рабочего дня (смены) не входит в учет рабочего времени.

Перерывы для отдыха и питания

В соответствии со ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) медицинскому работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 мин, который в рабочее время не включается. Однако, на тех работах, где по условиям труда предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и питания в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Данная норма применима и для медицинских работников, имеющих как 6,5-часовой так и более сокращенный рабочий день.

Пример

Для медицинских работников, работающих на станциях (отделениях) скорой медицинской помощи, где установить точное время для приема пищи и отдыха невозможно, в правилах внутреннего трудового распорядка устанавливается приблизительное время, например, с 13.00 до 16 часов. Аналогичный подход используется в правилах внутреннего трудового распорядка и для водителей скорой медицинской помощи.

Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных дней

Согласно ст. 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час как для работников с нормальной продолжительностью рабочего времени, так и для тех, кто работает на условиях сокращенного рабочего времени (в т. ч. это касается медицинских работников), независимо от основания его сокращения. Однако, следует помнить, что продолжительность работы в ночное время (в т. ч. и медицинским работникам, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени) уравнивается с продолжительностью работы в дневное время (т. е. продолжительность работы (смены) в ночное время на один час не сокращается) в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список этих работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Если нерабочий праздничный день следует после выходного дня, то рабочий день, предшествующий этому выходному дню, не подлежит сокращению. Если на неделю приходится предпраздничный день, норма рабочего времени на этой неделе соответственно корректируется. Это правило применяется как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.

Основной формой компенсации переработки в предпраздничный день в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), является предоставление работнику дополнительного времени отдыха. Компенсация такой переработки должна быть предусмотрена в графике сменности. Если в организации этот вопрос не урегулирован графиком сменности или коллективным договором, то дополнительное время отдыха предоставляется по соглашению сторон. Замена переработки оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы, допускается лишь с согласия работника.

Дежурства медицинских работников, в том числе на дому

Трудовая функция по дежурству медицинских работников, выполняемая за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, аналогична трудовой функции по дежурству медицинских работников, выполняющихся по графику.

В соответствии с нормами ТК РФ трудовая функция работника должна быть определена в трудовом договоре. Любые работы, являющиеся дополнением к ней, также должны найти отражение в трудовом договоре. Исходя из этого принципа, можно прийти к выводу, что дополнительные виды работ, указанные, в частности, в подпункте «ж» п. 2 постановления Минтруда России от 30.08.2003 № 41 могут быть оформлены либо как совмещение профессий (должностей), либо как совместительство, например, внутреннее, при наличии должностей в штатном расписании медицинской организации.

Как, указывалось выше, дежурства медицинских работников являются специфической работой и, безусловно, должны быть оформлены в рамках трудового договора. В таком случае заработная плата за дежурства также должна входить в средний заработок медицинских работников.

Однако, надо иметь в виду, что в соответствии с ТК РФ любая дополнительная работа или вид работы производится только с согласия самого работника. Например, часто задают вопрос о правомочности привлечения врачей амбулаторно-поликлинических подразделений больничных учреждений, диспансеров, родильных домов и др. к дежурствам в стационарах. Такие дежурства возможны только с личного согласия самого работника и, если такие функции записаны в должных обязанностях медицинского работника.

Что касается привлечения медицинских работников, работающих в стационарах, к дежурствам по стационару, то такие функции также должны быть учтены в должностных обязанностях работника.

Руководитель медицинской организации может в пределах своих полномочий утвердить норму нагрузки работнику.

В 2013 г. в ст. 350 ТК РФ были внесены изменения, которые устанавливают, что в целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

К данному виду деятельности медицинские работники привлекались и ранее, однако соответствующая норма была отменена в 2008 г., поскольку противоречила действующему трудовому законодательству, и до 2013 г. в законодательстве отсутствовало юридическое определение понятия дежурства на дому.

Но специфику деятельности медицинских работников никто не отменял, и медицинская организация обязана была оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме и обеспечивать бесперебойную работу организации в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, в том числе ликвидации аварий и др. Поэтому в 2011 г. последовало поручение Председателя Правительства РФ Министерству здравоохранения и социального развития РФ разработать проект федерального закона о внесении изменений в ТК РФ, закрепляющий особенности труда врачей и среднего медицинского персонала при осуществлении ими дежурства на дому.

В ст. 350 ТК РФ дается определение дежурства на дому - это пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

Кроме того, устанавливается, что при учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере 1/2 часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период. Следует обратить особое внимание на то, что дежурства вводятся только с согласия работника.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются приказом Минздрава России от 02.04.2014 № 148н «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому».

Медицинским работникам, осуществляющим дежурство на дому, правилами внутреннего трудового распорядка устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Время начала и окончания дежурства на дому определяется графиком работы, утверждаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В случае вызова на работу медицинского работника, осуществляющего дежурство на дому, время, затраченное на оказание медицинской помощи, и время следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно учитывается в размере часа рабочего времени за каждый час оказания медицинской помощи и следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно. При этом время дежурства на дому в учетном периоде корректируется таким образом, чтобы общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому, учитываемого в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому, не превышала норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Порядок учета времени следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно устанавливается локальным нормативным актом по согласованию с представительным органом работников.

Работодатель обязан вести учет времени пребывания работника дома в режиме ожидания вызова на работу, времени, затраченного на оказание медицинской помощи, и времени следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно в случае вызова его на работу во время дежурства на дому.

Пример

Врачу установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - 39 ч в неделю. В медицинской организации для него установлен режим работы, предусматривающий оказание медицинской помощи на рабочем месте в течение 29 ч в неделю и дежурство на дому (врач должен находиться в готовности к вызову на рабочее место) в течение 20 ч в неделю. В общей сложности продолжительность рабочего времени составит 49 ч в неделю. При этом 20 ч времени, затраченного на дежурство на дому, врачу учитывается как полчаса за каждый час дежурства (в т. ч. дежурство в ночное время), т. е. продолжительность учтенного рабочего времени в сумме составит те же 39 ч, что и при обычном режиме работы. Если же во время дежурства на дому врача вызвали на работу на 3 ч, то оставшееся время дежурства на дому сокращается на 6 ч, с тем, чтобы сумма составила 39 ч.

Профсоюз работников здравоохранения РФ на протяжении полугода принимал активное участие в рабочей группе при комитетах Государственной Думы по труду, социальной политике и инвалидов, охраны здоровья при подготовке проекта закона. Профсоюз предлагал устанавливать медицинским работникам с их согласия дежурства на дому за пределами, установленной для конкретного работника продолжительности рабочего времени, а продолжительность этого дежурства не должна превышать месячной нормы рабочего времени за учетный период, установленной работнику. Кроме того, Профсоюз предлагал, в случае вызова медицинского работника, осуществляющего дежурство на дому, на работу время, затраченное на оказание медицинской помощи, и время следования от дома до места работы и обратно, оплачивать в размере не менее двойной части оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы с учетом всех установленных ежемесячных надбавок и доплат. Однако, предложения Профсоюза не нашли поддержки у депутатского корпуса и представителей министерств здравоохранения и финансов РФ.

После внесения изменений в ст. 350 ТК РФ медицинским работникам с их согласия может устанавливаться дежурство на дому в виде пребывания дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме) в пределах нормы рабочего времени.

При учете фактически отработанного медицинским работником времени, время дежурства на дому учитывается в размере 1/2 ч рабочего времени за каждый час дежурства на дому. В результате медицинские работники в данной ситуации фактически работают в режиме удлиненного рабочего дня, что противоречит трудовому законодательству в части соблюдения нормы рабочего времени.

Данные обстоятельства влекут за собой нежелание работников осуществлять дежурства, увеличивая тем самым напряженность психологического климата в коллективах, медицинские работники отказываются дежурить в пределах нормы рабочего времени.

В целях обобщения сложившейся практики реализации ст. 350 Трудового кодекса РФ в части осуществления медицинскими работниками дежурств на дому ЦК Профсоюза провел мониторинг оформления и оплаты указанных дежурств.

Результаты мониторинга показали, что из-за недостаточной укомплектованности врачебными кадрами (а также нехватки штатных должностей) осуществлять дежурство на дому в пределах установленной нормы рабочего времени, как это предусмотрено в законе, достаточно проблематично, а в ряде случаев - невозможно (на это указали 20 региональных организаций Профсоюза). При этом практика оформления и оплаты дежурств на дому не носит единообразный характер.

Существующая система дежурств на дому в пределах нормы рабочего времени носит фактически добровольно-принудительный характер, а при наличии только одного или двух специалистов, превращается в круглосуточные дежурства. В большинстве случаев дежурства на дому осуществляются за пределами нормы рабочего времени, оплата при этом осуществляется либо как сверхурочная работа, либо как работа по совместительству, либо в виде компенсационных выплат. При этом руководители медицинских организаций поставлены в жесткие рамки ст. 99 ТК РФ, предусматривающей ограничения для привлечения работников к сверхурочным работам - 120 ч. На практике время работы, осуществляемой в форме дежурств на дому, значительно превышает эту норму.

В связи с этим, ЦК Профсоюза вновь обратился в Комитет по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложением вновь вернуться к обсуждению вопроса по реализации ст. 350 ТК РФ в части осуществления медицинскими работниками дежурств на дому.

Loading...Loading...