Содержание:
Что такое SMART-цели
Как правильно создавать SMART-цели
Примеры SMART и не-SMART целей

SMART — это проверенный временем фреймворк, применяемый во всем мире для создания понятных, четких и достижимых целей.

Аббревиатура S.M.A.R.T. расшифровывается как:

1. S — Specific  —  Конкретный
2. M – Measurable —  Измеримый
3. А – Achievable  —  Достижимый
4. R – Relevant  — Релевантный (актуальный)
5. T – Time bound  — Ограниченный по времени

Постановка целей по этой формуле позволяет менеджерам и командам создавать цели так, чтобы их достижение стало, на самом деле, реальным.

Методика SMART проста в использовании и может быть использована без предварительной подготовки. Важно понимать необходимость каждого из пункта формулы, особенно «достижимости» и «релевантности», чтобы не попасть в заложники собственных грандиозных планов.

В конце статьи вы найдете готовые шаблоны для скачивания и сможете приступить к планированию своих целей незамедлительно.

История возникновения:
Впервые инструмент SMART был предложен в 1981 году Джорджем Т. Дораном  в своей  исследовательской работе  «S.M.A.R.T. Way to Write to the Management’s Goals and Objectives» («Способ написания к целям и задачам руководства»). Джордж работал с компанией Washington Water Power Company в качестве бывшего директора по корпоративному планированию и консультанта, и предложил SMART метод как превентивный способ избежать подводных камней на этапе целеполагания.  

Как правильно создавать SMART-цели

S —  Specific. Конкретный

Конкретность цели — это то, насколько хорошо вы представляете свой желаемый результат. Возьмите за правило не смешивать несколько разных целей в одной формулировке. Одна задача (цель) = одна фраза.

Вы должны быть в состояния ответить на все сопутствующие вопросы, которые начинаются со слов «что», «зачем», «почему», «когда», «где». Избегайте «абстрактных формулировок», которые невозможно представить или описать цифрами. 

Вопросы, которые позволят вам быть конкретными в своей цели: 

  • Что: Чего именно я хочу достичь? 
  • Где и когда: Когда и где это должно произойти?
  • Почему: По какой причине и зачем именно это стало моей целью? Есть ли у меня альтернативные варианты?
  • Кто: Кто мне необходим для достижения этой цели? Кто заинтересован в достижении этой цели помимо меня?
  • Как: Знаю ли я, каким способом можно достичь поставленной цели?
  • Какой: Какие у меня есть барьеры, и что нужно сделать для того, чтобы избежать их?
  • Детали: Что еще мне необходимо учитывать или знать для достижения поставленной цели?

Ответы на перечисленные вопросы позволят вам быть уверенными в том, что вы представляете себе реальную картину и понимаете, как вам действовать дальше.

SMART СМАРТ цели

M — Measurable. Измеримый

Оцифровка цели позволит вам понимать ваш прогресс и производительность. В обратном случае у вас не будет возможности понимать свою эффективность, как на промежуточных этапах, так и в конце выделенного периода.

Для контроля цели вам нужно выбрать метрики (предпочтительно цифровые, но в иногда можно использовать и качественные),  которые позволят не только отслеживать цель, но и понимать, насколько она будет соответствовать вашим ожиданиям.  Если проект продолжительный, обозначьте промежуточные метрики. По ним вы сможете определять ваш успех.

Вопросы:

  • Как вы поймете, что достигли цели?
  • Что вы определите как главный показатель достижения цели (качественный или количественный)?
  • Какое значение или характеристика выбранного показателя станет подтверждением достижения цели? 
  • Данные для замера выбранной метрики уже существуют, или вам необходимо сначала разработать процесс сбора необходимых цифр? (настроить систему, провести соц. опрос, фокус-группу и т.д.)

A — Achievable or Attainable. Достижимый

Этот шаг в оценке цели является показателем того, что вы осознаете ее, а также критически и объективно  мыслите.

Достижимость вашей SMART цели может оказаться шагом, на котором придется задержаться, чтобы еще раз взвесить потенциал вашего замысла. Например, вы можете перепроверить, а возможно ли достичь вашей цели за тот срок, что вы себе выделяете?

Если критический  анализ показывает несоответствие ваших возможностей желаемому результату, это не значит, что от цели нужно отказываться. Значит, ее следует раздробить на более мелкие цели, каждая из которых будет иметь свой дедлайн и свои метрики успеха.

Достижимость цели напрямую влияет на мотивацию ответственного лица или команды. Чем менее достижимой кажется цель, тем меньше энтузиазма будет у команды, а это явно не то, к чему вы стремитесь.

Вопросы:

  • Если это бизнес-цель, то есть ли у вас необходимые ресурсы, возможности, люди и команда для достижения цели?
  • Есть ли у вас (и вашей компании) финансовые возможности для реализации цели?
  • Достаточно ли у вас в запасе времени?
  • Какие еще ресурсы и условия вам необходимы для достижения намеченного? Есть ли у вас к ним доступ? (место, оборудование, навыки, технологии и т.д.)

R — Relevant. Релевантный

Это шаг определяет, насколько важна выбранная задача для достижения сверхцели (личных целей, бизнес-целей, миссии).

 На этапе определения релевантности вашей цели, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Какую именно роль играет достижение данной задачи для целей, стоящих уровнем выше? Почему именно она?
  • Стоит ли эта цель тех усилий, которые вы на нее потратите?
  • Самое ли верное сейчас время для того, чтобы приступить к достижению выбранной цели?
  • Что произойдет, если вы откажетесь от этой цели в пользу другой?
  • Есть ли другие цели, которые могли бы принести больше пользы, чем текущая?

Если в ходе анализа релевантности вы понимаете, что роль данной цели преувеличена, и ее достижение мало на что влияет, вам стоит пересмотреть список целей. Возможно, вы выберете задачи, более важные для вашего бизнеса.

T — Time Bound. Ограниченный во времени

Постановка целей по  SMART обязательно требует привязки ко времени. Только наличие четкого расписания позволит вам и вашей команде двигаться слаженно, от этапа к этапу, так, чтобы в намеченный срок прийти к заветной финишной полосе.

Если цель не имеет ограничения по времени, то риск ее НЕ достижения остается высоким. Вам потребуется установить точку начала и дедлайн, тем самым определяя ограниченный временной интервал для достижения цели.  

Помимо отчетной даты, временные ограничения создают ощущение срочности и формируют у команды решимость завершить работу.

Вопросы:

  • Когда мы хотим достичь намеченной цели?
  • Когда мы приступим к реализации нашей цели?
  • Как часто у нас будут промежуточные этапы для сверки промежуточных результатов?
  • Готовы ли мы сейчас определить, какими должны быть промежуточные результаты? Будем ли мы понимать по ним наш прогресс?

При постановке SMART целей, вы должны быть готовы задавать себе много вопросов.  Ответы на них занимают время на этапе подготовки, но именно они гарантируют вам  и вашей команде уверенное понимание поставленных задач, и возможность достигать их четко и слаженно.

Примеры SMART и не-SMART целей:

Пример № 1: Экономия денег

Обычная цель: Начать экономить больше денег.
SMART цель: Хочу сэкономить 5000 $ за два ближайших года (или к такой-то дате).
Теперь цель конкретна и измерима, так как вы определили сумму и оцифровали результат, который должен получиться на выходе.  Эта цель ограничена по времени — вы выделили себе 2 года. Достижима ли эта цель, зависит от ваших текущих финансовых условий и вашего дохода. Если допустить, что с финансами все в порядке, то цель соответствует критериям смарт. 

Также необходимо проанализировать, является ли экономия средств самым правильным решением? Для этого нужно понимать причины, и знать вашу сверхцель. Например, вы хотите купить машину. В таком случае, хорошо было бы сравнить текущую цель с другими вариантами. Сумму на машину можно получить не только через экономию денег, но и через поиск более высокооплачиваемой работы. Что из этих двух вариантов подходит вам больше?
Предположим, что экономия является наиболее подходящим методом, тогда цель соответствует всем критериям SMART.

Пример #2:  Спорт

Обычная цель: Стать, как Брюс Ли.
Цель непонятна, неконкретна, не оцифрована и не имеет ограничения во времени. Что значит «быть, как Брюс Ли?». Столько же весить, иметь черный пояс, или двигаться как пантера? Предположим, что для нас это значит — уметь делать эффектные удары ногами в прыжке. 

SMART цель: через год занятий уметь делать удар с разворота в воздухе.

Теперь цель, как минимум, понятна. Не ясно насколько она важна (релевантна). На этот вопрос сможет ответить только сам герой, будучи в ясном уме и трезвой памяти. Цель измерима качественной характеристикой, а не количественной. Цель имеет срок и она, скорее всего, достижима, при условии регулярных тренировок и подходящей физической подготовки.  

Пример #3:  Учеба

Обычная цель: Подготовиться к экзамену
SMART-цель: Сдать экзамен по экономике на 5 баллов (по 5-балльной шкале). 

С самого начала эта цель является SMART. Она, безусловно, конкретна и измерима. Она привязана к определенному времени, так как экзамен назначен на конкретную дату в прогнозируемом будущем. Также, мы сразу допускаем, что она достижима и важна.

Как видите, иногда цели не соответствуют критериям SMART и должны быть изменены. В то же время, мы часто интуитивно формулируем цели правильно, так как заинтересованы в их достижении.


Скачивайте бесплатные шаблоны для постановки SMART целей в Google Sheet, PDF, Excel.

Шаблон для SMART целей в PDF — Скачать для печати.

Шаблон для SMART целей в Excel — Скачать для работы оффлайн.

Шаблон для SMART целей в Google Sheets — Перейти, чтобы скопировать на свой Google Disk.

Спасибо за то, что обращаетесь к нам за информацией! Если вы посчитали этот материал полезным, мы будем рады лайку или вашему комментарию.